…Коль ивовой жердью обнес огород,
Дурак побоится и не войдет.
А царь, когда день, когда ночь, не поймет,
Со светом иль позднею ночью зовет (I, VIII, 5).
Так, алчную знать метафорически изображали вредным грызуном («Наши крысы»), царя же — бездельником, живущим за счет чужого труда:
Не сеял, не жал,
Откуда взял триста снопов?
Не стрелял, не ходил на охоту, *
Так почему на твоем дворе Столько шкур енота? (I, IX, 6)
Из шутливых и насмешливых песен вырастали обличения, которые соединялись с поучением — дидактическим фольклором. Но хотя право царей на поучение, а певцов — на высмеивание и сатиру было записано в древнейшем трактате: «Высшие с помощью песен поучали низших, низшие с помощью песен обличали высших…», однако в «Книге песен» оказалось собрано больше произведений дидактического характера. Такова, например, жалоба воинов на незаконную задержку их на службе:
Мы когти и клыки царя.
За что же, старший, ты заставил нас скорбеть? Ведь прокормить нам надо матерей (II, IV, 1).
(Перевод В. Зайцева)
Таково и сравнение плохих советников царя с полчищами саранчи («Небо благое» 111,111,11), поучение царя («Будем почтенья полны» IV, 111,3) и предостережение против внутренних раздоров:
О горе! Сограждане, братья, друзья! Мятеж разразиться готов. Так что же из вас не встревожен никто Судьбой матерей и отцов? (II, III, 9)
(Перевод В. Зайцева)
К дидактическому фольклору относятся и малые формы: пословицы, поговорки. Они известны из многих произведений устного характера — из ряда песен и из прозаических выступлений ораторов. В речах политического и иного характера часто встречаются ссылки на запечатленную в них народную мудрость.
В пословицах и поговорках раскрываются моральные идеалы, семейные устои. В них говорится, например, о сплочении близких: «У себя в доме братья в ссоре, но, выйдя из дома, дружны в отпоре» или «отрежут губы — станут стынуть зубы»; о многочисленной родне — «что тыквы на плетях»; о семейной чести — «к чистому зеркалу ни пыль, ни грязь не пристанет»; о женитьбе — «лучше всех та служанка, что куплена на своей улице, лучше всех та жена, что сосватана в своей деревне». Выражается в них и презрение к женщине: «муж стену строит, жена — разрушает».
В пословицах отражается наблюдательность, народная сметка: «иней падет — травы, цветы увядают, вода разольется — и все оживает»; «сильный ветер, проливной дождь — не на весь день, солнце в зените — лишь миг один»; «в малый мешок не вместить большой вещи, с короткой веревкой не достать воды из глубокого колодца»; «с прямого дерева рубку начинают, со сладкой водой колодец первым исчерпают»; «не действуй кулаками, распутывая пряжу, не пускай в ход алебарду, разнимая драку»; «и далекое путешествие начинается с первого шага».
В образных выражениях высмеивают глупцов: «лезет на дерево, рыбу ищет», прихвостней — «лучше быть клювом петуха, чем задом буйвола»; осуждают людей болтливых: «сказанное слово не догнать и на четверке коней»; бессовестных — «бесстыжий богатеет, болтливого прославляют»; слишком осторожных — «спешит сделать прижиганье, когда нет заболеванья»; самонадеянных— «богомол, в колее сердясь, топорщит крылья, думает повозке путь преградить». К числу таких насмешек можно отнести и небылицы, в которых, например, для выполнения обещанного назначались несбыточные сроки: «когда хлеба с небес дождем польют, когда у коня рога отрастут» или «когда у ворона побелеет голова», «когда деревянный ворон над конюшней мясом обрастет».