Классификация песен по жанрам

Классификация песен по жанрам, послужившая для разделения свода на четыре части, в основном уже встречалась в традиции. Жанры определялись в «Большом предисловии» практическим назначением произведений. Они представляли собой шаг вперед по сравнению с оценками «Малых предисловий», но все же показывали, что в поэтике древнего Китая не было выработано такого разделения литературы на роды и жанры, которое известно уже в древности у греков.

Первая часть свода «Нравы царств» состоит из пятнадцати разделов (по царствам). О жанре «нравы» (фын) в «Большом предисловии» говорится, что это «песни о делах одного царства, связанных с основой [жизни] отдельного человека». Такое определение позволяет понять термин фын как обозначение всех народных песен, за исключением исторических и культовых.

Вторая и третья части свода называются «оды» (я). В целом они определяются как произведения, которые «повествуют о событиях во всей Поднебесной… причинах подъема и упадка правле-•1ия… формируют нравы во всех царствах». Поскольку же «в правлении бывают дела малые и великие, то и оды делится на «малые» (вторая часть свода. — Л. П.) и «великие» (третья часть. — Л. П.). Данному определению соответствуют песни эпические — исторические и пиршественные (то поводу охоты, похода, провозглашения наследника и др.), хотя в этих частях обнаруживаются еще любовные, сиротские и другие песни.

В «гимнах» (сун) четвертой части свода — «докладывали богам о прекрасной совершенной добродетели, о ее победах». Данному определению отвечали помещенные в этой части плач и славословия в честь предков, сопровождавшие жертвоприношения, хотя некоторые из них попали в другие части свода.

В «Малых» и «Большом» предисловиях наблюдаются некоторые общие черты, идущие от традиции (оба трактата в значительной мере представляют собой компиляцию), но «Большое предисловие» отличается от «Малых» уже своей классификацией. Следующие же разделы «Большого предисловия» показывают еще большие расхождения между этими двумя памятниками. Наиболее показательно для них различное понимание народа и знати.

В «Малых предисловиях» термин «люди царств» расшифровывался и как «простой народ» и как «военачальник», т. е. благородный. Чаще же всего авторами песен оказывались представители знати. В «Большом предисловии» все общество делилось на «высших» и «низших». По воспитателями народа назывались лишь добродетельные «ранние государи» (без имен), под которыми подразумевались герои далекого прошлого — мифов и легенд. За другими царями, после так называемого распада страны на царства (когда «путь царей пришел в упадок… утратились правление и обучение…»), автор трактата не признавал таких достоинств. Песни слагались и позже, говорил он, ибо «изливать свои чувства [в песне] в характере [природе] народа». Таким образом, в этом трактате сохранилось представление о своде как о памятнике народного творчества.

Большое число обличений, обнаруженных в оценках «Малых предисловий», должно было означать, что их распевало все «население и сел, и столиц». В «Большом предисловии» же песни, с помощью которых учили «ранние цари», резко отличались от обличений, которые исходили только от народа. Здесь трактат напоминал о тех далеких временах, когда «слушателю [высшему] было достаточно [песий] для исправления, а певцу [обличение] не вменялось в преступление». Признание учительной роли народной песни, ее большого общественного значения звучало в этом трактате не как апологетика новой императорской власти, а как призыв вернуть певцу древнее право на обличение, которого он уже был лишен.

Комментарии закрыты.