Анализ игры актеров «Комедии ошибок» Шекспира

На первый взгляд кажется, что их работу и раскрыть и оценить вроде бы легко. Это не совсем так, особенно когда мы имеем дело с ролями не комедийными, а драматическими, лирическими, исполнители которых нередко достигают подлинных высот сценического искусства, которые не всегда заметны неискушенному зрителю. Л. Н. Толстой — одна из сложнейших фигур среди великих деятелей мировой культуры! Удивительно точно и интересно играет его в спектакле «Возвращение на круги своя» Иона Друце С. Поначевный (Ленинградский драматический театр им. В. Ф. Ко-миссаржевской, режиссер Р. Агамирзян). Характер у него получился емкий, глубокий, разносторонний, противоречивый. Лев Николаевич в его исполнении и простодушен, и сердечен, и не лишен чувства юмора. В то же время вспоминается его колючий, изучающий и словно пронизывающий человека взгляд. Но как он порою капризен, труден в общении с окружающими и прежде всего с членами семьи, какую тягостную атмосферу в последние месяцы своей жизни он создает в доме! И одновременно ощущается в нем величие мыслей и чувств… И это величие олицетворяет все его естество! Оно через рампу доходит и до нас. А как впечатляюще поставлена сцена смерти Льва Николаевича! Рука его до последней секунды «пишет» на одеяле и наконец в луче света замирает, навсегда.

Еще труднее понять, оценить актера в трагикомической роли. В первой мхатовской студии «Лекцию о вреде табака» А. П. Чехова исполнял И. Лазарев. Перед зрителями выступало жалкое, забитое существо, с бледным испитым лицом, редкими пепельными волосами, со съезжающим с носа пенсне-велосипедом. Глаза воспалены от бессонницы. Он все время пугливо оглядывался, смертельно боясь своей жены-аспида. На нем был мятый, изжеванный фрачишко. И когда он говорил, что у них и квартире даже в мебели водятся клопы, то всем зрителям казалось, что у него во фраке и в бороде, наверное, тоже… клопы. Ведь он был»воплощением кошмарного мещанского быта. И когда он восклицал: «А ведь я когда-то учился в университете!» — в его красных воспаленных глазах стояли слезы. И зрителям становилось неловко за то, что они только что смеялись над ним. «И. Лазарев,— вспоминал А. Д. Попов,— создавал поистине трагикомический образ. Это было настолько тонко и, я бы сказал, безэффектно, что даже студийцы-товарищи не все одинаково высоко оценивали эту работу»1.

В то же время при оценке актерских работ желательно быть объективным, не поддаваться чарам авторитета театра или артиста. К примеру, один из ведущих актеров Ленинградского театра имени Ленинского комсомола Р. Громадский перенес в образ Ивана Коломийцева («Последние» М. Горького, режиссер Г. Опорков) все нажитое, наработанное в прежних ролях и не смог убедительно перевоплотиться в образ, т. е. играл на штампах!

Прокомментировать