Основной мотив творчества А. Вампилова


Основной мотив творчества А. Вампилова тонко подметил его земляк писатель В. Распутин: «Останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лишнее, лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно стали различимы даже и противоположности — любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение?..» За суровой, неприкрашенной правдой произведений А. Вампилова скрывается его доброе сердце и горячая любовь к людям.

Из многоактных пьес наиболее сценичной по праву считается комедия «Старший сын», написанная в 1968 году.

В одном из своих рассказов А. Вампилов отмечал: «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся сильными драматическими моментами в жизни человека». Именно так и начинается «Старший сын».

Торговый работник Семен Севостьянов, по прозвищу Сильва, и студент медицинского института Бусыгин, провожая живущих за городом девушек, опоздали на последнюю электричку. В поисках ночлега в холодную весеннюю ночь забрели они в квартиру Сарафановых. Из этой непритязательной ситуации и рождается конфликт, в котором оказывается удивительно сплавлено личное и общественное, житейское и философское…

Глава семейства Сарафанов на первый взгляд чудоковат. Жизнь не баловала его. 14 лет назад от него к «серьезному человеку» ушла жена, оставив на его попечение двоих детей. Сейчас и они собираются покинуть его. Один из-за несчастной любви, другая по необходимости — уезжает вместе с мужем к месту его службы. На работе у Сарафанова «вечно какие-то сложности», хотя его социальное положение более чем скрбмное: Сарафанов играет на кларнете на свадьбах и похоронах, что тщательно и наивно скрывает от родных и близких. Да и к рюмке он любит приложиться, в одиночку, по ночам… Но этот вроде бы далеко не положительный человек и смешной неудачник весь светится огромной добротой и человечностью. Самое страшное для Сарафанова — «зачерстветь». Он нежно любит своих детей. Поэтому-то и не хочет ехать вслед за Ниной и ее будущим мужем: «Зачем мне им мешать?» Поэтому-то он так тянется к объявившемуся «старшему сыну». Какая надежда чувствуется в его счастливом заблуждении: «Скажи, что ты мой сын! Ну! Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном».

В его человечности есть порою что-то очень наивное, даже близорукое. Для него и слишком отзывчивая на любое мужское внимание Макарская — «девушка неплохая». Сарафанов даже уговаривает ее выйти замуж за безнадежно влюбившегося в нее Васеньку!

Есть у Сарафанова еще одна очень привлекательная особенность — он творческий человек. Ему надо завершить «всего одну вещь» — ораторию с многозначительным для него и для всей пьесы названием «Все люди — братья». И не беда, что он, по ироническому замечанию дочери, написал уже «целую страницу!». Сарафанов глубоко убежден в том, что «каждый человек родится творцом…». Именно таких чудаков имел в виду В. М. Шукшин, когда писал: «… Они ведь талантливые, эти странноватые люди. В душе у них живет стремление выйти из обыкновенности. Сотворить что-то свое, особенное. На удивление и на радость людям (разрядка наша.— Д. А.). И в каждом из них глубоко сидит артист, художник, словом — творец» Да, именно на радость людям. Ведь именно благодаря ему, Сарафанову, отогретый его глубокой добротой и человечностью задумывается над жизнью студент Бусыгин. Начатая вроде бы бессердечная игра в старшего сына постепенно облагораживает этого, кажется, самого обыкновенного, хотя и не лишенного романтики парня.

О прошлом Бусыгина мы знаем мало. Только то, что отца он не помнит, живет в «общаге». Не лишен Бусыгин поначалу некоторого цинизма и легкомыслия. Об окружающих он невысокого мнения: «У людей толстая кожа и пробить ее не так-то просто». Но драматург показывает, как «игра» перерастает в живое, человеческое сочувствие судьбе Сарафанова. Ему больно оставить «отца», он, пожалуй, быстрее Васеньки и Нины понял, насколько тот одинок. Бусыгин переживает уже за всю их семью.

Именно Бусыгин одерживает в комедии моральную победу, ибо его нравственные принципы основаны на законах высокой человечности и понимания сложностей жизни.

Комментарии закрыты.