Государственной премии удостоена пьеса Д. Храбровицкого «Пока бьется сердце», поставленная на сцене Ленинградского академического театра драмы имени А. С. Пушкина. Этот спектакль об ответственности каждого из нас за порученное дело и свои поступки, о важности чуткого, внимательного отношения к человеку, о высокой результативности творческого начала в любой сфере деятельности. В центре постановки — образ талантливого хирурга-новатора, высококлассного специалиста по операциям на сердце Крымова. Убежденно, страстно ведет театр большой, заинтересованный разговор со зрителем о сути жизни, о пагубности хамства и черствости, способных убить все лучшее в человеке, о том, что дело не только, вернее не столько в достижениях медицины, сколько в нас самих… Как важно почаще спрашивать самих себя: насколько человечно наше отношение к окружающим людям? Сколь важно также вовремя установить, понять четкую границу между добром и злом. Этот спектакль — напоминание о том, что надо беречь от черствости и бездушия незащищенные человеческие сердца, беречь человека! Зрители слушают монолог главного героя с напряженным вниманием, словно впитывая высокий нравственный урок. Не случайно Герой Социалистического Труда токарь-карусельщик производственного объединения «Звезда», член художественного совета театра Е. Артемьев писал в связи со
спектаклем, что ему хотелось бы чаше встречаться с такими отзывчивыми, искренне болеющими за человека врачами.
В самых различных жизненных ситуациях может оказаться герой спектакля, и главная задача театра — помочь нам, зрителям, разобраться в правильности или неправильности его жизненной концепции, его поступков.
Председатель Сагадеев — главный герой драмы А. Абдуллина «Тринадцатый председатель». Талантливый руководитель, воспитатель, человек редкостной честности и доброты, он, в силу сложившихся обстоятельств, ради интересов колхозного дела пошел на нарушение закона. Можно ли оправдать его действия? Что думают об этом люди, которыми он руководил? Очень важные вопросы, взволновавшие и актеров, и зрителей, затрагивает спектакль. На его обсуждение в Томском драматическом театре (режиссер Ф. Григорьян) собрались и люди с большим жизненным опытом, и молодежь. Они спрашивали себя: «Пойдут ли в трудную минуту защищать их так, как защищают колхозники Сагадеева?» Не все могли ответить на этот вопрос.
Значит, спектакль заставил задуматься, что-то пересмотреть, переоценить. Он побудил к действию. А это очень важно!
Интересно, что после спектакля Академического театра драмы имени А. С. Пушкина «Друзья и годы» по пьесе Л. Зорина исполнитель главной роли И. Горбачев получил письмо, в котором один из зрителей писал: «Спасибо за то, что помогли разбудить во мне гражданина, что я обрел себя и стал понимать, что ответственность за судьбу моего учреждения, а значит и моей страны, лежит не на ком-нибудь, а на мне самом».
Вспоминая об этом, И. Горбачев писал: «Не верю, что произошло психологическое чудо: зритель пришел в театр и под влиянием спектакля перестроил свою жизнь. Конечно, инженер думал об этом раньше, очевидно, тяготился замкнутостью, одиночеством. Но факт остается фактом: в какой-то степени положительный пример сценического героя помог человеку вернуться к активной общественной жизни» .
Собственно, об этой же основной идейно-воспитательной функции сценического искусства писала в «Театральной жизни» передовая работница совхоза им. М. Горького Люберецкого района Московской области Л. Лучинец: «В театр мы ходим за советом, здесь мы имеем возможность, что называется, остановиться, оглянуться, поразмыслить о своей жизни. Мы обращаемся к нему как к близкому другу, встреча с ним желанна и порой напоминает праздник». Мы, действительно, устаем от шумной, напряженной динамики жизни, нам воистину хочется «остановиться, оглянуться, поразмыслить». Нас тянет в «волшебный мир» театра!»
Советский театр шел к своим достижениям благодаря требованиям зрителя, духовные запросы которого постоянно растут.