Темы нравственный исканий в театре


Тему нравственных исканий человека в послевоенные годы продолжали многие драматурги и в их числе В. Розов и А. Арбузов. Проблематика пьесы В. Розова «В добрый час!» выходит за пределы уютной квартиры профессора Аверина. Младший его сын Андрей, только что окончивший десятилетку, готовится к поступлению в вуз. В его еще формирующемся характере сочетаются мальчишеское озорство и напряженное биение ищущей мысли, поза вроде бы неисправимого скептика и истинно романтическая мечта о настоящем деле в жизни, напускной цинизм и прячущиеся за него душевная чистота и честность. Он бунтует против потребительской философии сына академика Вадима Развалова, против жизненного пути, который наметила ему любвеобильная мама. Нелегко дается отягощенному плодами домашнего просвещения и воспитания Андрею решение взять определение своей судьбы в собственные руки. И Андрей находит в себе силы уехать в далекую Сибирь, чтобы там начать новую, самостоятельную трудовую жизнь. Драматург писал  в связи с образом  главного героя:

«Я хотел от всего сердца поддержать в Андрее Аверине все, что в нем есть истинно прекрасного, взятого ведь не откуда-нибудь, а впитанного им из нашей советской действительности и показать, осудить в нем же самом ростки того дурного, что он впитал тоже, к сожалению, из окружающей его жизни».

В своих последующих пьесах — «В поисках радости», «Неравный бой», «В дороге» — в перипетиях духовной жизни юношей и девушек переходного возраста драматург затрагивает значительные, актуальные конфликты времени.

Эта мысль отчетливо прозвучала в целом ряде партийных документов по вопросам литературы и искусства.

Сказанное в немалой степени имеет отношение к творческому наследию А. Вампилова, драматурга, продолжавшего традиции русской и советской реалистической драмы с ее внутренним глубоким психологизмом и сложным переплетением неоднозначных человеческих судеб.

За 6—7 лет творческой деятельности он написал четыре многоактные пьесы, три одноактных и небольшой сборник рассказов.

Главное в его наследии, конечно, пьесы, исполненные высокого комизма, легкой грусти и искреннего, живого человеческого чувства. Это был прирожденный, своеобразный драматург, создавший свой театр, свою театральную эстетику. Пьесы его отмечены темпераментностью действия, режиссерским почерком письма и построения. Он удивительно умел схватывать образную интонацию русской речи, передавать тончайшие движения души, улавливать едва заметные нюансы человеческих чувств.

Водевильные ситуации нередко оборачиваются у него драматическими. Поэтому не так-то просто определить жанр пьес А. Вампилова. Многое в характерах его героев сложно и неожиданно. Их невозможно разделить на положительных и отрицательных. В каждом есть какие-то ущербинки, но зато чаще всего наличествует глубоко человеческое начало.

Комментарии закрыты.