ЗАГАДОЧНАЯ ПРОФЕССИЯ


Профессия режиссера действительно довольно загадочная. Загадочная прежде всего потому, что тысячи лет театр вообще обходился без режиссуры. Потом в лучшем случае помогали ставить спектакли талантливые драматурги, актеры (В. Шекспир, А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, Ф. Г. Волков, И. А. Дмитревский, Ж.-Б. Мольер, Н. В. Гоголь, А. Н. Островский и др.). А позже «режиссура» сводилась нередко к таким указаниям инспектора сцены: «Получив новую роль, ищи, где эффектное место и напирай. Когда говоришь о любви, смотри в кресло на одного…». В большинстве русских театров, где на постановку пьесы отводилось… несколько дней и играли «под суфлера», задача «первого актера» сводилась к тому, чтобы его коллеги по спектаклю на сцене «лбами не сталкивались». При такой «режиссуре» трудно было думать об актерском ансамбле, о создании целостного образа спектакля. А жизнь, достижения реализма в литературе, актерском искусстве требовали реформ и в режиссуре. И. как это бывает в истории человечества, такой реформатор появился в лице Константина Сергеевича Станиславского (1863—1938). замечательного русского советского актера, режиссера, педагога, основателя (совместно с В. И. Немировичем-Данченко) Московского Художественного театра.

«К режиссерскому театру он (К. С. Станиславский.—Д. А),— писал ленинградский театровед С. Владимиров,— шел через «актерскую режиссуру». Только теперь она обретала последовательную и целенаправленную методику воздействия на творческую природу актера. Это и стало условием возникновения режиссуры» . «Мы (заявляли К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко.— Д. А.) протестовали и против старой манеры игры, и против (ложной.— Д. А.) театральности, и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки декораций, и против премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара тогдашних театров…»2. Но это были только первые наметки. Сущность реформы основателей МХАТа подсказала, сформировала художественная практика.

Днем рождения театра считается премьера чеховской «Чайки». Мхатовцы показали редкую для того времени способность проникновения в замысел автора, особенности его драматургического письма, сумели «прочесть» произведение современно.

Зрители познали также плоды создания актерского ансамбля, основанного на глубоком внутреннем общении. Новаторство Художественного театра обнаружилось и в умении тесного слияния социального и человеческого в сценическом образе…

Система К- С. Станиславского наиболее научно, теоретически глубоко раскрыла законы искусства сцены, пути, которыми идет театральное художественное творчество. Но это не свод правил для режиссеров и актеров, а широкое, всеобъемлющее учение, включающее в себя идейные, эстетические и нравственные проблемы, учение, развивающееся вместе с жизнью.

Комментарии закрыты.