Графическая часть работы костюмеры

Когда, наконец, графическая часть работы завершена и эскизы утверждены, наступает последний ответственный этап работы над костюмом — перевод эскиза, то есть плоскостного изображения, в объем и материал — в костюм. На этот период работы нам хотелось бы обратить особо пристальное внимание. Эта стадия работы наиболее уязвима: поджимают сроки, трудно с тканями, меняют исполнителей и т. п. Кроме того, практика показывает, что именно теперь выясняется, что нашу, так тщательно придуманную, выверенную, обсужденную и утвержденную композицию-эскиз ждут и другие жестокие испытания. Первое из них — подбор тканей и фактуры. Не всегда все задуманные материалы удается достать и приходится их заменять другими. Свойства этих других тканей для нас могут быть неожиданными. Бывает даже, что уже известные ткани другого артикула поведут себя не так, как было предусмотрено: будут слишком тянуться, сильно садиться, сыпаться, блестеть. Второе — окраска в сложные цвета и в легкие светлые тона. Даже незначительные искажения серьезно меняют общую цветовую гамму, ставят перед необходимостью что-то изменять. Задуманные отделки в натуре тоже оказываются не совсем такими, какими они представлялись. Со всем этим приходится справляться, меняя на ходу ткань, цвет, отделку. Затем начинается уточнение формы (и, следовательно, силуэта) в чертежах, лекалах или муляже. И опять возникает множество сложных задач. Ведь задуманная и выраженная в эскизе форма существует здесь уже не сама по себе, а «привязывается» к фигуре актера или актрисы, как, например, здание «привязывается» строителями к местности.

В фигурах актеров могут оказаться некоторые отклонения от нормы, требующие исправления. Для спектакля часто надо зрительно удлинять, укорачивать, расширять или сужать актеров. В каждом случае приходится придумывать, как это сделать, чтобы точно исполнить задуманное: какими воспользоваться особенностями тканей конструктивными линиями. Закройщик работает над каждым отдельным лекалом, иногда неоднократно изменяя, выправляя, выявляя или убирая то одно, то другое: В сложных формах художник и закройщик все эти проблемы должны решать вместе. Увы, иногда идеально проработанная художником и закройщиком форма гибнет в руках неопытного портного.

Для художника ответственная часть работы — примерка костюмов. Сразу же на первой примерке, пока костюм совсем «сырой», надо собрать вместе все ткани и отделки, из которых он будет шиться, и наколоть их сначала на манекене. Это можно сделать в крое или даже взять ткань кусками. Соблюдая по возможности задуманные пропорции будущего костюма, проверить на сцене первое общее впечатление. Желательно осветить манекены, как будут освещаться актеры. Таким образом, художник сразу увидит, как смотрится фактура, верно ли найден цвет и все соотношения формы, цветовых пятен и т. д. Как правило, после такого просмотра приходится кое-что изменять, добавлять или убирать. Потерянное на такой просмотр время щедро окупается в дальнейшей работе. Если примерке костюмов на актерах предшествует такой просмотр на манекенах на сцене, работа с актером (примерки, обсуждения) идет легче и быстрее, так как очевидные недочеты уже исправлены.

На примерке актеры говорят, как они себя чувствуют в данном костюме, высказывают свои пожелания, что надо еще сделать. Необходимо стремиться все требования актеров удовлетворить, но только в пределах общего решения, от которого отступать ни в коем случае нельзя в интересах всего спектакля. Особенно строго надо отстаивать общее решение в том случае, если просьбы что-то изменить продиктованы причинами, не имеющими прямого отношения к спектаклю. Бывают ведь такие случаи, когда актер должен быть по роли плохо одет, а он становится в позу и говорит, что этот костюм или этот предмет одежды ему не идет. Если взглянуть объективно, то знаменитый костюм Чарли Чаплина ему не идет, но артист убедил нас в обратном.

Прокомментировать