Художник по костюму руководствуется общей идеей спектакля и тогда, когда ищет общее решение, думает над всем костюмным оформлением спектакля, и тогда, когда работает над отдельными костюмами. Он руководствуется главной идеей и при выборе техники исполнения эскиза, и при выборе фактур в период перевода эскиза в объем и материал. Хорошо продуманная главная идея должна деспотично подчинить себе все остальное.
Г. В. Плеханов во многих работах определяет идейность как элемент художественности, усиливающий «определенность» образа, его реалистическую конкретность.
Из вышесказанного ясно, что для художника, работающего над костюмом (как и для его собратьев по любому другому виду искусства), главная задача — добиться единства идеи замысла и ее воплощения.
С чего это начинается? С определения места костюмов в данном спектакле.
В театре не бывает двух одинаковых спектаклей. Не бывает и двух одинаковых задач. Поэтому место костюмов в каждом спектакле будет разным. Даже если режиссер приглашает художника, с которым уже работал, и если они в одном сезоне поставят одну и ту же пьесу в двух разных театрах, — спектакли будут разными. Разные театры, другие актеры и зрители продиктуют иную трактовку драматургии, новые приемы работы.
Может оказаться, что в одном случае костюмы будут верные эпохе, близкие к бытовым, а в другом — условные, с добавлениями-символами, в которых будут закодированы широкие обобщения, оставаясь индивидуальными характеристиками персонажей. В одном спектакле костюмы принимают на себя часть функции декораций, создавая эмоциональную атмосферу, в другом — являются как бы аккомпанементом к ним.
В любом случае костюм очень важная часть спектакля, ближе всех других компонентов оформления связанная с актером. Напомним, что костюм является внешним воплощением сценического образа и создает для актера специфическую среду: он важен не только для исполнителя данной роли, но и для его партнеров. Не менее важен театральный костюм и для зрителя. По костюму или по его отдельным деталям зрители часто узнают о чертах персонажа, оставшихся в подтексте пьесы. Иногда для зрителя костюм органично сливается с образом, создаваемым актером, а иногда вступает в противоречие. Например, в начале спектакля персонаж как будто человек хороший, а костюм его нас настораживает, и, действительно, в конце он оказывается плохим. Таким образом создатели спектакля могут вызвать у нас особое внимание к этому действующему лицу. С помощью костюма можно выявить, подчеркнуть какие-либо особенности характера. Это лишь некоторые из многих примеров работы по созданию костюма, но их достаточно, чтобы понять, что хороший костюм — друг и помощник актера. Когда костюм не соответствует образу, тогда получается, что прекрасная, чистая женщина выглядит соблазнительницей, сельская учительница — эстрадной звездой, академик — шофером и т. д.
Для того, чтобы лучше понять, о чем идет речь, вспомним разницу между бытовыми, жизненными и театральными костюмами.