Костюмные оформления спектакля

Художник по костюму руководствуется общей идеей спектакля и тогда, когда ищет общее решение, думает над всем костюмным оформлением спектакля, и тогда, когда работает над отдельными костюмами. Он руководствуется главной идеей и при выборе техники исполнения эскиза, и при выборе фактур в период перевода эскиза в объем и материал. Хорошо продуманная главная идея должна деспотично подчинить себе все остальное.

Г. В. Плеханов во многих работах определяет идейность как элемент ху­дожественности, усиливающий «определенность» образа, его реалистическую конкретность.

Из вышесказанного ясно, что для художника, работающего над костюмом (как и для его собратьев по любому другому виду искусства), главная задача — добиться единства идеи замысла и ее воплощения.

С чего это начинается? С определения места костюмов в данном спектакле.

В театре не бывает двух одинаковых спектаклей. Не бывает и двух одинаковых задач. Поэтому место костюмов в каждом спектакле будет разным. Даже если режиссер приглашает художника, с которым уже работал, и если они в одном сезоне поставят одну и ту же пьесу в двух разных театрах, — спектакли будут разными. Разные театры, другие актеры и зрители продиктуют иную трактовку драматургии, новые приемы работы.

Может оказаться, что в одном случае костюмы будут верные эпохе, близкие к бытовым, а в другом — условные, с добавлениями-символами, в которых будут закодированы широкие обобщения, оставаясь индивидуальными характеристиками персонажей. В одном спектакле костюмы принимают на себя часть функции декораций, создавая эмоциональную атмосферу, в другом — являются как бы аккомпанементом к ним.

В любом случае костюм очень важная часть спектакля, ближе всех других компонентов оформления связанная с актером. Напомним, что костюм является внешним воплощением сценического образа и создает для актера специфическую среду: он важен не только для исполнителя данной роли, но и для его партнеров. Не менее важен театральный костюм и для зрителя. По костюму или по его отдельным деталям зрители часто узнают о чертах персонажа, оставшихся в подтексте пьесы. Иногда для зрителя костюм органично сливается с образом, создаваемым актером, а иногда вступает в противоречие. Например, в начале спектакля персонаж как будто человек хороший, а костюм его нас настораживает, и, действительно, в конце он оказывается плохим. Таким образом создатели спектакля могут вызвать у нас особое внимание к этому действующему лицу. С помощью костюма можно выявить, подчеркнуть какие-либо особенности характера. Это лишь некоторые из многих примеров работы по созданию костюма, но их достаточно, чтобы понять, что хороший костюм — друг и помощник актера. Когда костюм не соответствует образу, тогда получается, что прекрасная, чистая женщина выглядит соблазнительницей, сельская учительница — эстрадной звездой, академик — шофером и т. д.

Для того, чтобы лучше понять, о чем идет речь, вспомним разницу между бытовыми, жизненными и театральными костюмами.

Прокомментировать