Костюмы для игры в театре

Многие мастера искусств считали и считают, что композиции научиться нельзя, можно лишь ознакомиться с ее основами, что совершенствовать композицию надо только в процессе работы, опираясь на всю сумму накопленных знаний и умения. В таком случае художнику, особенно начинающему, необходимы какие-то точки отсчета, характерные для его ремесла.

Художник И. Н: Крамской говорил, что композиции нельзя научиться до тех пор, пока мастер не поймет, где «узел идеи». Тогда, — говорил он, — композиция является сама собой. Итак, сначала нужно понять, где «узел идеи». Но это не просто. Как много спектаклей не состоялось из-за того, что «узел» либо не был найден режиссером, либо не доведен им до каждого из участников.

Карл Маркс считал, что наслаждаться искусством может лишь художественно образованный человек. Каким же образованным должен быть в таком случае художник — творец, создатель произведений искусства? Недаром большие художники учатся всю жизнь, да и сама их работа есть не что иное, как познание жизни во всех ее проявлениях.

Костюм — один из самых благодарных объектов искусства. Будучи, в известном смысле, частью внешнего облика человека, он несет в себе колоссальный материал для познания. Исходя из этого, прежде чем обратиться к анализу костюма как произведения искусства, следует определить предмет исследования: что же такое костюм? Оказывается, однозначного ответа нет. Крупный теоретик прикладного искусства П. Г. Богатырев, пытаясь найти ответ, писал: «Костюм обладает целой структурой функций, причем обычно… наряду с функциями, которые относятся к нему как к вещи (практическая функция, например), существует целый ряд функций, относящихся к различным сферам, и именно эта структура функций всегда и делает его одновременно и вещью и знаком».

Костюм — вещи, одежда, надетая на человека.

Костюм — классический набор предметов одежды, «ансамбль», как говорят модель­еры: юбка и жакет; брюки, пиджак и жилет; платье, пальто и шляпа и т. п.

Эти определения относятся к понятию костюма-вещи. Но ведь можно определить и так.

Костюм — главный объект моды.

Костюм — внешняя характеристика человека.

Костюм — социальный знак. Костюм — средство коммуникации.

Костюм театральный — внешнее выражение сценического образа.

Костюм — произведение искусства и как таковое он создается, воспринимается и анализируется по законам искусства, по законам красоты.

Эти определения годятся, только когда речь идет о знаке. Перечень «ликов» костюма, приведенный здесь еще не полон. Любой аспект темы «Костюм» необъятен по количеству и разнообразию материала. Но вернемся к основам композиции театрального костюма. Здесь речь идет о композиции целого костюма, а не об отдельных предметах одежды. Слово «композиция» означает «связь», «сочетание», «сочинение». Знаменательно, что в металлургии оно обозначает «сплав». А слово «искусство» в первую очередь подразумевает высокую степень мастерства. И еще оно значит «изведывать», «познавать»: А эти слова в русском языке необычайно емки и полны сокровенного смысла.

Прокомментировать