Мода в Московской Руси

Благодаря широким международным связям Московской Руси, в создававшиеся здесь моды вошли отдельные иностранные элементы. Это были не только некоторые татарские, византийские, но и турецкие, персидские, арабские предметы одежды или ткани. Попав в Россию, они трансформировались в соответствии с местными, вкусами и требованиями. Такие названия, как армяк, зипун, кафтан, бешмет, чуга, тегиляй, кушак, чоботы — пришли к нам из иностранных языков, а иногда с окраин России или от близких соседей.

В Дагестане народная одежда, которую мы привыкли называть черкеской, называется «чуха» или «чоха». Чуха — это верхняя одежда из шерсти, по существу — ездовой кафтан. Также известен нижний кафтанчик, который, как правило, шился из хлопчатобумажной ткани и назывался «тегело». В Московской Руси излюбленным ездовым кафтаном была чуга (рис. 26: 1). А хлопчатобумажный, правда, стеганный на вате, кафтан, служивший бедным людям как доспех, на Руси назывался «тегиляй» (рис. 26: 2).

На приведенных примерах видно, что, попав в Россию, эти прекрасные и рациональные вещи по существу дали идею рождения новой вещи, которая унаследовала старое название. В России все иностранные влияния в области костюма, воспринимаясь, постепенно растворялись и поглощались русскими традициями, не изменяя основной линии ее развития, базой для которой являлись экономика, культура, исторические традиции и обычаи народа. Понимание, что вместо разоренной врагом страны русские люди, освободившись, своим трудом и самоотверженной борьбой создали огромную империю, способную не только противостоять врагам, но и оказывать заметное влияние на судьбы мира, всколыхнуло самосознание народа, вызвало взрыв патриотизма, безмерной любви и уважения к своей великой Родине, которая, как Феникс, восстав из пепла, стала несравненно более мощной и прекрасной, чем была. Необходимо было доказать это всему миру и занять в нем достойное место. Отсюда — пышный расцвет искусства, в первую очередь архитектуры. Достаточно вспомнить только сооружение Кремля со всеми его шедеврами, храм Василия Блаженного и другие памятники того времени, непреходящая красота которых наполняет наши сердца гордостью за наше отечественное искусство. Не меньшую славу стяжала и живопись как монументальная (фрески), так и станковая (иконы). Костюм теснейшим образом связан с ведущими искусствами эпохи и должен был бы занять соответствующее место среди памятников искусства. К сожалению, от той поры осталось сравнительно немного костюмов, и они менее доступны для обозрения, чем живопись или архитектура. Но даже то немногое, что представлено в экспозиции Оружейной палаты и в некоторых других музеях, восхищает, радует нас и дает возможность судить не только о внешнем виде, но и о манере ношения одежды и поведения, об обычаях и привычках людей, их носивших.

Прокомментировать