Молодежная одежда на Руси

К молодежным одеждам можно отнести кафтан богатый. Под другие верхние одежды его носили и пожилые люди. Он часто упоминается и как домашняя богатая одежда. Богатый кафтан — бархатный или шелковый длиной до икр с серебряными или золотыми петлицами. В верхней части фигуры он свободный за счет расширенной спинки и широкой верхней части рукава. Полы по линии талии — цельнокроенные.

В театре к спинке надо сделать припуск на папоротки. Спина по талии отрезная. Плечо на месте. К боковым швам спинки делается небольшой (5—6 см) припуск на посадку по линии талии. Рукав удлиненный на 25—30 см, одношовный, рубашечный. Окат расширен на 10—12 см на сборку. Сборка распределяется: 1/3 — к спине, 2/3 — к переду. К горловине подкраивается стойка, к середине переда сходящая на нет. Застежка посредине, встык и на петлицах. Остальная обработка как у предыдущего кафтана.

Следующий кафтан, домашний, можно кроить из шелков или мягкой шерсти по выкройке богатого кафтана, но спереди надо прибавить на запах** (рис. 27: 4). У кафтана, который также получил название домашнего за то, что на нем отсутствуют украшения, — восточный запах: в верхней части полы он идет от середины горловины почти к боковому шву на линии талии, а дальше вниз — вертикально. При обработке по косым срезам его необходимо припосадить на тесьму или бортовку. Не доходя до линии бокового шва сантиметров на 8—10 (в зависимости от размера), линия запаха вертикально спускается вниз. Полы и спинка этого кафтана цельнокроеные. Спинку надо слегка расширить от папороток до подола. Это создаст трапециевидный силуэт и свободу для движения. На примерке, по желанию артиста, можно слегка приталить спинку или оставить ее свободной по всей длине.

Этот кафтан по краям пол, рукавов, стойки, подола отделывается шнуром. У горловины, на 4—6 см выше линии талии, на линии талии и ниже ее из этого шнура ос­тавляются петли для небольших круглых пуговиц, на которые кафтан и застегивается. Если рукава внизу делаются узкими, по руке, то и они застегиваются таким же образом.

Кафтаны турский и выходной (рис. 28: 1, 2; рис. 34: 3) с восточным запахом, но в остальном они не похожи на предыдущий. Это кафтаны нарядные, носят их люди разного возраста и разного социального положения как верхние одежды. Под ними обязательно должен быть хотя бы зипун, а то и еще какой-нибудь кафтан.

У обоих этих кафтанов верх становой. Степень прилегания определяется характером роли и эскизом художника. Юбки кафтанов сильно расклешены. Длина — до щиколотки. Горловина обрабатывается стойкой. На этом общие черты кончаются.

Турский кафтан — ездовой, должен сидеть ловко и держать прямым все тело. Шился он из дорогих бархатов, плотных шелков или золотных тканей. Рукав у него, как у зипуна, узкий, по длине руки. Для красоты его можно сделать длинным, наборным. Окат слегка расширен, а у кисти узкий. Воротник — небольшая стойка. Застежка у кафтана была незаметной: у горловины он застегивался на нарядную запону; от талии вниз — на потайные 3—4 пуговицы. Далее пола падала свободно вертикально вниз. Внизу по бокам турского кафтана были разрезы. Стойка, края рукавов, подол и разрезы декорировались узорной тесьмой или галуном. Талию обвязывали нарядным кушаком или подпоясывали кожаным поясом, украшенным бронзовыми, серебряными или золотыми бляхами и кольцами. За поясом носили оружие и вышитые перчатки, к кольцам подвешивали огниво, нож и пр. На голове — нарядную шапку.

Прокомментировать