Описание церковного облачения

Там же описывается часть церковного облачения — фелонь из белой тафты. На голубом бархатном оплечье шитье ломаными полосами золотом, серебром и шелками. По подольнику шелками шиты полоски наискось. Фелонь подложена крашениной. Фелонь можно сравнить с княжеским плащом-корзно. Но эта вещь очень средняя среди боярских и царских вещей. Зато вклад  Иоанна Грозного по убитому сыну вполне на уровне тех представлений о роскоши. На светлой шелковой ткани саккоса (ритуальная церковная одежда высшего духовенства), построенного в 1583 году, между лицевыми изображениями размещены на тонких стеблях цветы тюльпана и гвоздики. Шитая жемчугом надпись гласит, что этот саккос — вклад Грозного.

Еще более ранний саккос 1408—1431 годов. Из голубого толстого шелкового материала с изображением сцен из святого писания, и на подоле вышит византийский импе­ратор Иоанн Палеолог, его супруга Анна и московский князь Василий Дмитриевич со своей женой. Вышивки исполнены волоченым золотом, серебром и цветным шелком и обрамлены жемчугом.

В описях Оружейной палаты мы читаем о шубе, которая шьется царю Алексею Михайловичу. Шуба из объяри, которая была одной из самых дорогих тканей, с золотым орнаментом по глубокому красному фону. Вьющиеся линии и травы вышиты золотыми и серебряными нитями. Шуба подбита чернобурыми лисами, воротник — ожерелье из бобрового меха. Отделка — кованое, серебряное круживо, широкое, с серебряными петлицами, оканчивающимися кистями. Эта шуба, конечно, парадная, а для повседневного ношения были другие одежды.

Также узнаем, каким был при Алексее Михайловиче обязательный официальный костюм бояр.

Общим для всех выходным платьем назначена была ферезея. По богатству материй ферезеи разделены были на три разряда: из золотых материй, бархатные, объяринные, и из шелковых материй. Муар, тафта и китайская камка были в очень большом ходу. Из них шили рубахи, порты, летние и домашние кафтаны, делали подкладку под парадные одежды. Но эти шелка были недорогими. Самыми дорогими тканями были золотные атласы, объяри и особенно аксамиты. Из этих тканей шили царское и патриаршее облачение. На дорогие мужские одежды шли также различные бархаты.

В XVII веке роскошь достигла таких размеров, что привозных тканей не стало хватать и при Оружейной палате была создана мастерская, где осваивали технику золотного ткачества и начали производить отечественную парчу.

В народе рубахи по-прежнему шили из холста, но ластовицы и аппликации, наряду с кумачовыми, стали делать также из красной тафты. В песнях сохранились описания костюмов молодого человека:

…Миткалинная рубашка

с кумачными выстрочками…

…кафтан с частыми пуговицами…

кушакиво всю спину широки.

Богатые люди начинают шить рубахи из тонкого полотна. Именно в XVII веке появляется в обиходе знаменитое голландское полотно. В некоторых случаях верхние крас­ные рубахи шили из шелка.

Покрой сохранялся прежним, вероятно, до конца XV — начала XVI веков. В то же время все чаще встречается косоворотка. По-видимому, с XVI века верхняя сорочка уже неизменно косоворотка.

Характерно, что при вскрытии могил Иоанна Грозного и царя Федора были найдены их рубахи еще древнерусского покроя.

Рубахи сшивались на руках иногда красными нитками. Швы могли быть украшены бисером или жемчугом. Ластовицы, аппликации — из красной или синей хлопчатобумажной или шелковой ткани. Длина рубахи До колен или до икр. Рукав — прямой. Подпоясывалась шелковым кушаком или шнуром. Вышивка могла быть как одноцветная так и многоцветная. Излюбленное сочетание цветов красный, черный, белый.

Порты у простых людей делались из холста — крашенины, пестряди или набойки, а также овчинные и грубошерстные. У богатых людей — шерстяные, шелковые, затем суконные, а самые парадные — из бархата или золотной ткани.

Прокомментировать