Орнаментальный мотив в современном костюме

Иногда окрашивалась пряжа, тогда ткань ткалась из нитей двух-трех цветов и называлась пестрядью, пестрядиной. Очень древний вид ткани — набойка, когда по холсту или шерсти набивали орнамент. В большом количестве в одежду входили меха. Наиболее распространенными и дешевыми были: овчина, медведь, волк.

Подороже — барс, рысь, лиса, белка; еще дороже — соболь, куница, выдра, бобер, горностай. Обувь, шапки, ремни, пояса, переметные сумы, кошельки, рукавицы делались из различной натурального цвета или окрашенной кожи.

Самая дорогая обувь шилась из красного или зеленого вышитого сафья­на. В качестве феодального оброка и через рыночную торговлю материалы эти попадали в руки знати и горожан. Вывозились они и за границу. В Россию купцы ввозили ткани — от простого кумача до драгоценных шелковых тканей-паволок.

Процветала торговля иностранными предметами прикладного искусства — арабскими, турецкими, иранскими, китайскими, египетскими, греческими, серебряной и золотой посудой, ювелирными изделиями, предметами домашнего обихода, различной утварью и оружием. Знакомство с иностранными образцами будило фантазию местных ремесленников, обогащало и дополняло их изделия. Художественные достижения иностранных мастеров, освоенные и переосмысленные русскими художниками, вливались в исконно русское национальное искусство и способствовали созданию новых его образцов. С глубокой древности до наших дней в бытовых предметах и особенно в костюме важную роль играл, орнамент.

В современном костюме орнаментальный мотив используется исходя лишь из его художественной ценности, он может быть случайным, а в древности орнамент — это письмена, выраженные не буквами, а идеограммами. Отсюда очень вдумчивое отношение не только к мотивам в орнаменте, но и к их чередованию и месту расположения. У славян, как и у других древних народов, орнамент вначале был простой геометрический, ясно читаемый, чаще монохромный. Это было связано не столько с эстетикой, сколько с техническими возможностями его выполнения (рис. 17: 4).

Древние мотивы (здесь мы не делаем различия между женским и мужским орнаментом) — глазки, турьи рога, «крючку», солнце (оно изображалось в «своем» виде и в виде петуха), обобщенное символическое изображение дерева, условное изоб¬ражение русалок-берегинь, богини весны, окруженной птицами, матери-земли в образе женщины с руками в виде проросших ветвей. Она нередко была окружена всадниками-охраной. К ним же относятся мотивы: «венцы», «города», «дороги», «волна» или «вода» — плавно изгибающиеся линии со спокойным размеренным ритмом. Красные, синие или желтые квадраты, круги, треугольники, располагаясь друг над другом по вертикали или рядом по горизонтали, а иногда по диагонали, образовывали орнаменталь¬ную мозаику (рис. 17: 1—7). Посте¬пенно в простые мотивы вплетаются все более сложные. Появляются плоскостные, фронтально расположен¬ные растительные мотивы, взятые из родной природы. Такие, например, как василек, ромашка, репейник и т.п. Иногда — фантастические цветы. Позже возникнут изображения зверей, людей, птиц, коней (иногда двуглавых) и даже сюжетные композиции. Все эти мотивы встречались в набойке, ткачестве и вышивке. Вышивка усложнялась все больше и больше, и если набойка остановилась на изобра¬жении сложных растительных мотивов, вышивка обратилась к изображению людей и сюжетным композициям, с применением разнообразных технических приемов и материалов — шелковых, шерстяных, золотных и других; нитей, жемчуга, камней и т.п. Порядок расположения элементов орнамента усложнился: они стали выстраиваться в шахматном порядке; затем простые фигуры перемежались различными линиями. С появлением усложненных растительных мотивов и сюжетов их стали изображать на плоскости ткани свободно, как бы непринужденно, хотя плотнее заполняли пространство и, наконец, прежде статичные, они стали поворачиваться к зрителю разными сторонами. Стебли, листья, цветы, птицы становятся асимметричными, обретают объем и движение (рис. 17: 8). С расширением торговых связей и с появлением иностранных тканей в русском орнаменте начинают появляться плод и цветок граната, «турецкая» гвоздика, восточный огурец, бобы и др. Из Византии приходят символические изображения имени Христа: овца или рыба; его монограммы; знаки — трефы, бубны, пики, черви; изображение креста и т. п. Оттуда же пришла мода заключать растительный мотив в медальон в виде круга, ромба, овала.

Прокомментировать