Простейшие штаны-порты, описанные Н. Гиляровской

Простейшие штаны-порты, описанные Н. Гиляровской, представляют собой две отдельные штанины, каждая из которых присобрана у половинки пояса (рис. 20: 7—10). Надевая эти порты, мужчина спереди и сзади завязывал или застегивал на пуговицы пояс, и штаны отлично держались. Сейчас в театре это делать не стоит, разве что для какой-нибудь комедийной ситуации. Крой и обработка таких штанов примитивны (рис. 20: 7, 8). Такие порты люди с достатком носили заправленными в сапоги. Бедные — обматывали нижнюю часть штанов онучами, обвязав их предварительно тесемками, пришитыми к самим штанам. Онучи в свою очередь держались ремешками от постолов или лыком от лаптей (рис. 16: 4).

На рисунках 20: 9, 10 заметно, что видимая часть штанов сделана из хорошей ткани, а та, что входит в сапоги, — из дешевой. В театре такие штаны можно шить из холста, тарной ткани, мешковины, неотбеленной бязи, полушерстяных тканей, типа «школьницы» и т. п. Их можно апплицировать, вышивать тамбуром или расписывать.
Помимо основных предметов одежды — рубахи и штанов — в обиходе было достаточно других с разным назначением. Старинные удобные безрукавки, разрезанные спе¬реди, меховые или грубошерстные, носили застегнутыми на пряжки или завязывающимися. Иногда их украшали металлическими бляхами и кольцами, по талии подпоясывали ремнем. Длина безрукавок колебалась от нижней границы икр до колен (рис. 21: 1, 2). В парадных костюмах вместо безрукавок носили длинные становые (сшитые в талию, по «стану») кафтаны без рукавов из хорошей шерсти, привозных шелков и даже из византийской парчи. Цвета были яркие, открытые, на фоне которых выигрывали бронзовые пуговицы, бляхи, кушаки. По полам и подолу их обшивали галуном, металлическим круживом или тесьмой. Ремни, которыми подпоясывались богатые люди, оковывались бронзой. К ремню подвешивались: оружие, нож, мешочек с огнивом и кресалом и пр. Ездовые кафтаны (до¬рожные, для верховой езды) обычно были укороченными до икр и даже до нижней границы колен. По бокам внизу на них были разрезы, которые для прочности и красоты обшивали тесьмой. Такие разрезы иногда встречались и на длинных кафтанах (рис. 21: 3, 5; 26: 1).
Князья и близкие к ним люди поверх безрукавных кафтанов носили также становые длинные кафтаны. Очевидно, именно их Ибн Фадлан называет длинными куртками. Они были с узкими рукавами, доходившими до запястья. Верхние кафтаны носили распахнутыми и застег¬нутыми. В последнем случае их могли подпоясывать (рис. 21: 4; 26: 1). Наручи — высокие накладные манжеты, делались съемными и могли надеваться на рукава разных кафтанов и рубах. В крое они имели форму трапеции (рис. 32: 7). Высота их была 9—12 см, а основание и верхняя грань трапеции — но мерке. Запястья делались из дорогих тканей, вышивались или украшались золотым шнуром, бисером, бусами, жемчугом или камнями. Для того чтобы запястье сохраняло форму, его дублируют на бортовку, крахмальную марлю, флизелин, тюль-нейлон. По краям запястья, смыкающимся на руке, нашивались петли и пуговицы для застежки. В театре для этой цели употребляют крючки, металлические или нитяные петли.


В быту были, видимо, широко распространены меховые полудлинные кафтаны. Древ¬ние источники называют их иногда кожаными на меху. В самом деле, вероятно, речь идет о кафтанах, которые шились из шкур мехом внутрь и были предками знаменитых русских полушубков (рис. 21: 5). Очень древняя форма одежды — тулуп. Это большая, чаще всего овчин¬ная, шуба, не покрытая сверху тканью (рис. 22: 1, 2). Тулупы кроились цельными, сильно рас¬клешенными книзу, такой длины, чтобы подол ложился на землю. В санях зимой подолом тулупа обертывали ноги. Рукава были длиннее рук на 15—25 см и в мороз согревали руки как муфта. Воротник — шаль, настолько широкая, что в сильные морозы ее набрасывали на голову вместо капюшона (рис. 22: 3).

Покрой тулупа близок к покрою древнерусской шубы (рис. 22: 4). Можно предполагать, что тулуп и русская шуба возникли на основе более древней и более примитивной по крою и способу обработки одежды, но очень рациональной, отлично приспособленной к образу жизни и к климату России. Без тулупа немыслимо себе представить длинные санные зимние пути в лютую стужу по необъятным русским просторам. Тулуп как наиболее теплая и объемная одежда надевался поверх всего, даже поверх полушубка, шапки и т. п. Тулуп практически никогда не покрывался тканью, потому что крытый тулуп — это уже шуба.

Прокомментировать