Сравнение цвета с формой

Многие ученые сравнивают цвет с формой. Они считают, что форма и цвет наиболее выразительные элементы любой композиции. В искусстве костюма легко согласиться с утверждением, что форма и цвет, особенно последний, используются и как средства коммуникации. Это несомненно.

Цвет вызывает мгновенную эмоциональную реакцию. Существует мнение, что цвета теплые в отличие от холодных словно устремляются к человеку. А про красно-желтые Гете сказал даже, что они как бы набрасываются на человека, сами приковывают взгляд. Форма же, в противоположность цвету, вынуждает человека устремляться к ней, употребив на ее познание активное действие и время (рис. 15). Если это лишь образное объяснение характера восприятия человеком формы и цвета, то все равно его очень полезно художникам знать, так как оно еще раз напоминает о необходимости быть с цветом «на Вы», тем более в таком, и без того до отказа набитом информацией произведении, как театральный костюм.

Цвет более экспрессивен, действует сильнее, но зато круг ассоциаций у цвета уже, чем у формы. Вероятно, силой воздействия цвета на человека можно объяснить тот факт, что в любую эпоху, в любой стране люди использовали символику цвета для обозначения каких-то общих понятий — например, цвета знамен, гербов, специальной одежды. Все это накапливалось в человеческом опыте и в памяти как информация, которая при определенных условиях высвечивается и проявляется.

Достаточно назвать какой-нибудь цвет, как сразу возникают ассоциативные связи. Какой советский человек не откликается душевно на слово — красный. Японец — на белый с красным; француз — на белый, красный и синий и так далее.

Во всем мире люди привыкли красный цвет воспринимать как цвет бурного дей­ствия — огня, революции, любви. А Гете утверждал, что красный цвет — цвет высокого благородства и серьезности, потому что он объединяет в себе все цвета. У многих народов красный цвет считался одним из самых распространенных средств против сглаза. Белый — у одних народов праздничный, у других — траурный. Но всегда и везде это также цвет чистоты и благородства. О зеленом говорят, что это — совершенная тишина или земной благотворный покой. Считается также, что зеленый цвет очищает и освежает душу и пробуждает надежды, как цвет весенней природы. Вся синяя гамма цветов ассоциируется с небом и водой. А желто-коричневая — с землей и хлебом. Гете очень любил чистый желтый цвет и говорил, что он веселый и слегка очаровывающий.

Цель этого перечисления отнюдь не в том, чтобы предложить рецепты лобовых цветовых решений. Напротив, это предостережение от легкого отношения к цвету, когда художники-исполнители или актеры меняют цвет костюма. Иногда даже не весь цвет, а лишь дополняют костюм каким-либо непредусмотренным шарфом или галстуком. Появляется лишь одно чужое пятно, но и оно может погубить спектакль. Это в первую очередь касается активных цветов, тех, которые, по выражению Гете, «как бы набрасываются на человека». Сейчас, в век самых разных химических красителей, таких цветов стало больше, чем было во времена Гете. Активность и пассивность цвета измерены и изучены. Научно доказано, что красно-оранжевая гамма усиливает силу мускульных сокращений и скорость кровообращения значительно больше, чем синяя гамма и холодный пурпур.

Прокомментировать