Доклад заместителя директора по научной
работе ЦУНБ им.Н.А.Некрасова г. Москвы
Оксаны Александровны Чувильской
Один из наиболее ощутимых пробелов в московском законодательстве – отсутствие Закона города Москвы о библиотечно-информационном обслуживании населения столицы. Основными предпосылками разработки обсуждаемого сегодня законопроекта явилось решение проблем, которые существуют в сфере библиотечно-информационного обслуживания населения столицы.
Первая проблема острое противоречие между интеграцией современных информационных ресурсов и разобщенностью библиотек даже одного ведомства, не говоря уже, о разных. Вторая не менее важная проблема отсутствие планомерного размещения (особенно в районах новой застройки) и наличия необходимого количества библиотек, которые удовлетворяют потребностям населения.
Молодежному совету Департамента культуры была предоставлена возможность участвовать в обсуждении и подготовке предложений для Законопроекта. Мы рады, что подготовленные нами предложения были использованы разработчиками законопроекта.
Наибольшее внимание мы уделили проблемам организации доступности ресурсов. Все социальные преобразования в городе должны учитывать потребности различных категорий населения.
Для определения места библиотек в социуме города был проведен ряд исследований, результаты которых выявили существующие проблемы по вопросам доступности и незначительному количеству оказываемых библиотечно-информационных услуг населению города, в первую очередь, незащищенным категориям граждан – инвалидам, пенсионерам, многодетным семьям и семьям с детьми инвалидами, а также, по выявлению предпочтений и интересов молодежи города в сфере библиотечно-информационного обслуживания.
Данные исследования изучения источников получения информации в молодежной среде показали, что за последние несколько лет предпочтение получить дистанционный доступ к информации через Интернет выросло с 15% до 60%. Уже сегодня библиотеки могут приступить к реализации проекта предоставления удаленного доступа к своим ресурсам, включая полнотекстовые базы данных, соблюдая нормы авторского права.
Опросы различных категорий граждан помогли выявить, что значительная часть населения не имеет возможности по объективным причинам воспользоваться новыми технологиями и получить необходимую информацию, книги, периодические издания. Эти данные послужили основой для разработки проекта по библиотечно-информационному обслуживанию населения на дому. Проект уже реализуется в качестве эксперимента.
В рамках соглашения ЦУНБ им.Н.А.Некрасова совместно с Московским городским университетом управления Правительства Москвы и Управлениями социальной защиты начат эксперимент по библиотечно-информационному обслуживанию инвалидов и других нуждающихся категорий граждан на дому. На работу в ЦУНБ им.Некрасова приняты 10 студентов на свободные ставки 6-8 разрядов, за которыми по предоставленным данным Управлений социальной защиты закреплены семьи, имеющие ребенка инвалида, многодетные семьи, пенсионеры, одинокие инвалиды.
Социальные работники города обслуживают только лишь одного подопечного (инвалида или пенсионера), а студенты обслуживают всех членов семьи без исключения, формируя на основе чтения общность интересов и досуговых занятий всех членов семьи. В обязанности студента-экспедитора, по-другому библиотекаря-экспедитора, совместно с психологами, входит ведение дневника, анализ и выявление интересов и потребностей в чтении и получении информации.
На данный момент эксперимент реализуется только в двух округах – ВАО и ЮВАО, в среднем по округу пока обслуживаются 200 человек.
При наличии дополнительного количества штатных единиц 6-8 разряда в библиотеках, эксперимент может быть значительно расширен. Учитывая невысокий уровень оплаты труда библиотекарей, выделение дополнительных ставок потребует меньших бюджетных затрат по сравнению со стоимостью строительства библиотек. Известно, что планируется открытие новых библиотек в округах поэтапно до 2020 года. Но это длинный срок, а создание равных возможностей требуется уже сегодня.
В условиях экономической напряженности система обслуживания на дому поможет решить несколько задач. С одной стороны реализация проекта – это создание дополнительных рабочих мест для студентов и возможность заработать на оплату учебы. С другой стороны – доставка литературы на дом тем, кто не может ей воспользоваться, но очень нуждается в информации.
Еще одним предложением, которое Молодежный совет выдвинул и которое сегодня уже опробировано и реализуется – это обучение работоспособных инвалидов навыкам реставрационно-переплетного дела с последующим трудоустройством. Учебным центром ЦУНБ им.Н.А.Некрасова была разработана обучающая программа для стационарного обучения в Центре и персонального на дому, на которую получена лицензия.
Уже несколько обученных инвалидов принято на работу в библиотеку, но выполняют свои обязанности на дому, куда регулярно привозятся книги для ремонта и все необходимые материалы, а потом забирают готовую работу. Литература для ремонта подбирается с учетом количества и возраста членов семьи. Мы уже знаем, что эту работу дома выполняют и прочитывают книги все члены семьи.
Молодежным советом был подготовлен еще ряд предложений, к сожалению, за неимением времени не представляется возможным их озвучить, но все они так или иначе включены в статьи закона, которые предусматривают расширение деятельности библиотек, повышение их значимости и участие во всех социально-культурных и образовательных программах Правительства Москвы.
Основой представленного законопроекта является организация межведомственного взаимодействия и создание системы взаимоиспользования ресурсов библиотек различных ведомств. Не подлежит сомнению, что закон поможет создать интегрированную систему библиотечно-информационного обслуживания населения и обеспечить равноправное получение каждым жителем доступ к информации и культурных ценностей в пределах шаговой доступности.
Прошу Вас, уважаемые члены Правительства, поддержать представленный законопроект.
Спасибо за внимание.