Адрес:
Ул. Неглинная, д.8/10

Схема проезда
Новости
Новости Архив Выступления председателя Комитета по культуре С.И.Худякова в СМИ.

Интервью C.И. Худякова журналу «Театральная жизнь» №5 2005 г.

1.Между нашим наследием (культура России) и нашим наследством (комплексы постсоветского времени) пролегала пропасть. Очень долго в культуре видели улицу с односторонним движением: «поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Примерно так понималась гражданская ответственность. Считаете ли Вы, что эти обязанности взаимны? Или государство сторонний наблюдатель культурного процесса?
При обсуждении этого развернутого вопроса, насколько я понимаю, Вам хотелось бы затронуть несколько проблем.
Взаимосвязь культурного наследия России с «комплексами постсоветского времени»  тема, как максимум, для серьезного культурологического исследования коллективом авторов научно-исследовательского института. Как минимум – тема круглого стола в редакции журнала «Театральная жизнь» с приглашением не только театральных критиков, но также и социологов и специалистов в области развития мировой культуры. Я готов принять участие в этой беседе.
Вопрос о гражданской ответственности художника – тоже, как говорится, «большой и философский». Извините за напоминание азбучных истин, но, как известно, в нашей стране за последние триста лет искусство и литература редко оставались в стороне от ее социально- политического развития. А значит, и участие художественной элиты общества в этих процессах всегда было активным, заинтересованным.
Г. Державин писал оды к Фелице, а А.С.Пушкин  послания декабристам. Думается, что каждый великий художник в нашей стране понимает свой долг перед отечеством не абстрактно, но в соответствии с реальной общественно-политической ситуацией.
Цивилизованное общество всегда должно осознавать, когда приходит «время разбрасывать камни», а когда – собирать. Время перестройки позволило за прошедшие 20 лет всем желающим «разбрасывать камни» вволю. Затронул этот процесс даже базовые общественные институты. Предположу, что такая степень демократических свобод – серьезное испытание на зрелость как всего общества в целом, так и каждого деятеля культуры в отдельности.
Что же касается меня, то я уверен: идеология любого здорового государства во все времена должна быть пронизана гуманизмом и направлена на созидание. Этим принципом мы стараемся руководствоваться и в нашей работе.
Примером тому может служить прекрасно зарекомендовавший себя за пять лет своего существования проект «Открытая сцена», позволяющий Правительству Москвы в самом тесном взаимодействии с театральной общественностью столицы на деле осуществлять государственную «молодежную» культурную политику в области театра.
Судя по тому, что наш пример оказался заразительным, а для отдельных регионов страны и образцом для подражания – мы на правильном пути. В отношении молодежи мы не вообще «руководим культурой», а с помощью системы грантов адресно поддерживаем вполне конкретные творческие проекты конкретных людей  драматургов, режиссеров, дирижеров, композиторов, да и целых театральные и музыкальные коллективы. Помогаем им выйти к публике. Стараемся следить и за дальнейшей творческой судьбой их спектаклей.
Правда, без системы свободных сценических площадок делать это трудно. Мы не можем обеспечить многим замечательным музыкальным и драматическим спектаклям, созданным с нашей помощью, дальнейший прокат. А значит и полноценную сценическую жизнь. Эта, серьезнейшая проблема организационно пока не решена, но решается. Спасибо за активную позицию в этом вопросе Центру им.Вс.Мейерхольда, культурному центру СТД РФ и Дому актера.
Многое здесь зависит, на мой взгляд, от отношения к работам молодых со стороны наших стационарных театров. Главное – от художественных руководителей крупнейших московских коллективов. Глубочайшая заинтересованность в творческой реализации молодой режиссуры, которую проявляют О.П.Табаков, Г.Б.Волчек, М.А.Захаров, Ю.П.Любимов, П.О.Хомский, П.Н.Фоменко, Г.Н.Яновская, И.Л. Райхельгауз, С.И.Яшин, Р.Е. Козак и другие  свидетельствует о существовании в отечественном театральном искусстве подлинной духовной и профессиональной преемственности.
Не иначе как отеческой опекой над молодыми драматургами, режиссерами и актерами назвал бы я деятельность А.Н.Казанцева, создавшего совместно с М.Рощиным «Центр драматургии и режиссуры». Центр стал хорошей стартовой площадкой для многих молодых и по- настоящему талантливых людей. В настоящее время завершаются ремонтные работы в театральном помещении на Ленинградском проспекте, а значит, не за горами – театральное новоселье «Центра драматургии и режиссуры».
Намерен работать с молодежью и новый театральный центр «Практика», недавно открывший свой первый сезон в небольшом театральном помещении, расположенном в Трехпрудном переулке. Ему еще предстоит выработать свою стратегию, занять свое место, но уже сейчас хотелось бы надеяться, что показ на его сцене спектаклей молодых московских режиссеров разных школ и стилистических пристрастий сделает его по-настоящему экспериментальной молодежной площадкой.
Благодаря усилиям этих Центров, я уверен, мы объединим, поддержим и поможем раскрыться творческому потенциалу следующего поколения молодых драматургов и режиссеров. Поколения еще более молодого и задорного.
Одним из направлений дальнейшей работы Комитета по культуре Москвы мы считаем поддержку лучших дипломных спектаклей театральных и музыкальных вузов Москвы.
Наши первые шаги в этом направлении – проведение, в рамках проекта «Открытая сцена» совместно с СТД РФ и Центром «На Страстном», фестивальной программы «Твой шанс». В программу фестиваля входят спектакли дипломников театральных вузов исключительно по рекомендации самих ВУЗов. Надеюсь, что это может стать хорошей стартовой площадкой не только для отдельных выпускников московских театральных ВУЗов, но и для целых коллективов, объединенных одной театральной школой. В этом плане уже сегодня мы готовы помочь вчерашним выпускникам РАТИ (ГИТИСа) только-только народившейся театральной студии С.Женовача, если в том появится необходимость. И Сергей Васильевич об этом знает.
Творческо-организационный тандем с московскими государственными театральными и музыкальными вузами для нас – возможность поддержать такое уникальное явление, как развитие не только в одной стране, но в одном городе нескольких выдающихся актерских школ. Актерские школы Малого и Художественного театров, Вахтанговская школа и высшее достижение театрального мастерства  ансамблевость актерской игры каждой из отечественных школ  явления мировой театральной культуры.
Процессы, происходящие в нашем постперестроечном театре в последние годы, и особенно активная деятельность многочисленных антреприз, неизбежно вносят коррективы и в этом направлении. «Разброд» актеров по случайным антрепризным постановкам и «шатание» по разным площадкам в стремлении заработать на жизнь, сохранению ансамбля никак не способствуют. Если помощь Комитета по культуре в деле сохранения этих уникальных московских театральных школ нужна, мы готовы обсудить с ректорами вузов наши дальнейшие совместные действия.
Ваш вопрос о том, «должно ли быть государство сторонним наблюдателем культурного процесса» подразумевает ответ «нет». И я с этим согласен. Государство, если не хочет развалиться, конечно, не должно быть «сторонним наблюдателем культурного процесса». Не должно любому здравомыслящему человеку подглядывать в щелочку, в надежде узнать: «Что там в его доме делается?»
Принятое в первые годы перестройки и действующее по сей день «Положение о театре», предоставляет театрам и концертным организациям
самостоятельность в решении вопросов формирования своего репертуара. И это правильно!
Но в итоге общество, по неумолимым законам диалектики, пожинает равно как положительные, так и отрицательные плоды этой репертуарной, а значит, художественной, идеологической и морально-нравственной свободы художников. И это неизбежно. Однако, на мой взгляд, отсутствие внешней цензуры и идеологического давления совсем не повод для отмены внутреннего самоконтроля интеллигентных людей. Тем более для деятелей нашей отечественной культуры.
Принимая во внимание серьезнейший организационный и финансовый вклад, который Правительство Москвы вносит в развитие материально-технической базы учреждений культуры столицы, в поддержку и развитие творческого потенциала города, ни у кого нет оснований говорить об отстранении городской власти от культурного процесса.
Мы подробно говорили об этом в том интервью, которое было Вами опубликовано на страницах журнала «Театральная жизнь» №4 в 2004 году и я не вижу смысла повторяться.
Вопрос № 2. Как Вы считаете, дотация столичному театру – это прямые убытки бюджету города, его своеобразная утруска и усушка? Или тут представлена другая алгебра, иная, высшая математика?
В одном из своих недавних публичный выступлений Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков, отвечая на аналогичный вопрос, подчеркнул, что, поскольку театральное искусство является одним из сильнейших стимулов развития интеллектуального потенциала нации, никакие затраты на его развитие не могут быть в убыток стране, но всегда только во благо.
Утруска и усушка бюджета – ничто по сравнению с тем ущербом, который может быть нанесен «утруской и усушкой» базисных общественных институтов, к которым со времен афинской демократии, относится театр.
Помимо влияния на интеллектуальное развитие общества, нельзя забывать и о том существенном вкладе, который вносят театры в формирование яркого и неповторимого облика Москвы. Города, который является одной из признанных театральных столиц мира. Это даром не дается и дорого стоит в прямом смысле слова.
Вряд ли я открою секрет, если скажу, что статус театральной столицы мира  один из лучших способов привлечения в город туристов. Развитие туризма и внутреннего российского и международного, в свою очередь способствует привлечению инвестиций в строительство гостиничных комплексов и всей инфраструктуры города. Вот почему планомерная государственная поддержка репертуарного театра, на наш взгляд, это не только не убыток казне, но гарантия интеллектуального развития и финансового процветания общества.
Вопрос №3. Какие направления поддерживает возглавляемый Вами Общественный экспертный совет по реализации проекта «Открытая сцена»? Каковы принципы его работы?
Совет придерживается вполне четких параметров: «Открытая сцена» создана для поддержки инновационных проектов и профессионального становления молодых.
В организации работы Совета необходимо отметить несколько важных для нас моментов.
Первый – формирование состава экспертного совета из профессионалов высочайшего класса. Готовых тратить свое время и свои силы на изучение бесконечного числа творческих заявок и умеющих увидеть за короткими строками режиссерских экспликаций или текстом новой пьесы не только будущий спектакль, но и, что особенно важно, на мой взгляд, творческий потенциал молодого режиссера, драматурга, композитора. Это особый талант, требующий, кроме профессионализма, большой требовательности с одной стороны, но и благожелательности – с другой.
Второе  ежегодная ротация половины состава Экспертного совета. Это обновление позволяет каждому члену Совета работать в проекте «Открытая сцена» на протяжении двух лет, а нам привлекать к этой трудоемкой работе все большее число опытнейших специалистов, на мнение которых мы с уверенностью опираемся.
Вообще постоянное общение на заседаниях Экспертного совета с самым широким кругом театральных деятелей Москвы  критиков, режиссеров, драматургов, композиторов, музыковедов, журналистов, обсуждение с ними наиболее важных проблем отрасли  важно для нас. Мы дорожим этими встречами и благодарим всех за серьезное сотрудничество.
Третье – тайное голосование  гарантия наиболее объективной и непредвзятой оценки каждой творческой заявки.
Комитет по культуре отдает себе отчет в том, что не все пьесы, получившие нашу организационную и финансовую поддержку в рамках проекта «Открытая сцена», останутся в истории отечественной драматургии на века. Но мы и цели такой себе не ставим. И нас не пугает, что вслед за первой волной молодых и дерзновенных режиссеров не «хлынули» на наш берег вместе с набежавшею волной новые тридцать три богатыря.
Проект работает в штатном режиме и направлен не на выявление непризнанных творцов, а на создание нормальной рабочей обстановки реализации театральных и музыкальных проектов, стимулирования серьезной и ответственной работы целых творческих коллективов и отельных молодых мастеров искусств.
Опасения некоторых молодых драматургов, режиссеров, музыкантов и продюсеров, что уже завтра денег на гранты «не дадут», заставил их действовать по принципу «Кто не успел, тот опоздал». Это – неверно.
В результате погони за зрительским успехом, успехом любой ценой отечественный театр интерпретации некоторых продюсеров и режиссеров) из высокого, подлинного искусства порой превращается в часть массовой культуры, а то и в вульгарные шоу. Не эту тенденцию нам хотелось бы поддерживать.
Опасения должны пройти. Проект «Открытая сцена»  не временная акция Правительства Москвы. Это результат целенаправленной и долговременной политики в области культуры. В ответ мы ждем не рекордов, но кропотливой и серьезной работы по развитию отечественного искусства, профессиональному становлению молодой смены.
Вопрос №4. С помощью системы грантов Правительство Москвы и Комитет по культуре активно воздействуют на художественную жизнь столицы. Это факт уже признанный. Скажите, какие задачи в этом направлении ставит перед собой Комитет по культуре на ближайшую перспективу?
Разумеется, мы считаем, что «ставить на крыло молодых»  необходимо, но есть еще и масса других, нерешенных проблем.
И первая наша задача – обеспечение стабильной работы сети подведомственных нам государственных театров. В нашем ведении их около 90. От таких гигантов как Музыкальный театр им. К.С.Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко и театр им. Моссовета, до уже отмеченного многими профессиональными наградами крошечного кукольного театра «Тень». Это диапазон организационно-хозяйственных проблем огромного масштаба. Мы не вмешиваемся в репертуарную политику театров, но не можем не замечать и того, что стремление к непременному кассовому успеху многих театральных коллективов противоречит серьезным творческим исканиям.
При этом нельзя не учитывать сегодняшнюю театральную ситуацию, забывать о том, как перенасыщен рынок развлечений в столице. Сегодня публике, к счастью, есть куда пойти развлечься. Но есть зрители, готовые серьезно размышлять о сегодняшних проблемах, сопереживать сценическим героям. В ночных клубах и ресторанах они вряд ли это отыщут.
Так должен ли театр бороться за зрителя, которому надо расслабиться? Думается, зрителя 2005 года уже не удивишь одними эффектными находками. Вслед за временем, когда в театре старались зрителя поразить, чтобы привлечь, представляется, пришло время кропотливой и углубленной работы над сценическими образами, возврата к гуманистической философии отечественного искусства, обращенного к широкой демократической и особенной молодежной публике.
Мы с вами становимся свидетелями коммерциализации многих сторон нашей жизни. Для рынка это естественно. И хорошо, когда рынок дает эффективные результаты в экономике, но нас не может радовать рыночная мораль, рыночная нравственность. И в этом плане социальная политика, политика в области поддержки художественной культуры должны быть направлены на нравственное укрепление и духовное возрождение общества. Молодежь – главный объект этой политики. Собственно так делается во всех цивилизованных странах.
Вот почему мы готовы с помощью всех имеющихся в нашем распоряжении организационных и финансовых ресурсов оказывать самую действенную поддержку московским театрам при формировании ими детского и подросткового репертуара. Комитет по культуре в течение ряда лет проводит конкурс на постановку лучших спектаклей детского и юношеского репертуара. Хочется, чтобы московские театры активнее включались в эту работу, принимая участие в воспитании подрастающего поколения и создавая больше интересных сценический произведений для детей и юношества. К сожалению, далеко не все московские театры откликаются на эти предложения.
Состояние культурной среды Москвы как крупнейшего российского мегаполиса сегодня довольно противоречиво. Уже не вызывает сомнения, что для того, чтобы противостоять деградации общества, требуется усиление воли всего культурного сообщества. Мы должны не только сохранить сеть государственных учреждений культуры, но направить усилия на реализацию ее богатейшего творческого потенциала.
Сегодня многие средства массовой информации, особенно частные телеканалы, зачастую пропагандируют самую низкопробную «художественную» продукцию. Большую часть эфирного времени занимают программы, не только не развивающие зрителя ни эстетически, ни философски, но представляющие собой самые худшие образцы американизированной продукции. Учитывая неограниченные возможности воздействия этой продукции на молодежь, не трудно представить себе как легко все это может привести к потере ими критериев как эстетических, так и общечеловеческих.
Правительством города принята городская целевая комплексная программа «Культура Москвы (2005-2007 гг.)». Надеюсь, что реализация включенных в нее мероприятий позволит создать благоприятные условия для воспитания патриотизма, гражданственности, дальнейшего развития и сохранения традиций отечественной культуры.
С целью привлечения публики и внимания театральной общественности к московским театрам, расположенным «за Садовым кольцом», мы планируем с 2006 года проведение фестиваля «Театральная осень». Жизнь подсказывает, что для такого мегаполиса, каким является Москва, необходим свой московский городской театральный фестиваль. Это утверждение может, показаться странным, если вспомнить о том, сколько крупнейших международных и всероссийских фестивалей проходит в городе. Но лишь первый взгляд.
На самом деле, Москва – не только столица громадного государства. Это еще и просто город. И далеко не все московские театры, а их только в нашей системе, как мы уже говорили, уже около 90, могут получить шанс хоть раз принять участие в каком-либо крупнейшем международном или всероссийском фестивале. У этих гигантов – свои задачи. Но в Москве есть очень интересные коллективы, достойные внимания публики и участия в престижных фестивалях. У них  свои задачи, свои достижения. Свои пристрастия. Свои победы и поражения. Своя публика, наконец. Именно для них и будет проводиться в Москве раз в два года Московский театральный фестиваль.