Адрес:
Ул. Неглинная, д.8/10

Схема проезда
Новости
Новости Архив Выступления председателя Комитета по культуре С.И.Худякова в СМИ.

Интервью журналу «Человек. Культура. Город» №1, 2006 г.

На кануне актива работников культуры и деятелей искусства г. Москвы Председатель Комитета по культуре города Москвы Сергей Ильич ХУДЯКОВ дал интервью нашему журналу.
-Сергей Ильич, как Вы оцениваете прошедший год, его значимость для культуры Москвы?
С.И.ХУДЯКОВ: Отвечая на ваш первый вопрос коротко, скажу – 2005 год оцениваю, как год динамичных перемен к лучшему в культурных процессах и явлениях Москвы. И сегодня, пожалуй, это уже «величина постоянная».
В завершившемся году была принята новая, комплексная программа «Культура Москвы». Как инструмент осуществления стратегических и оперативных мер по реализации культурной политики Правительства Москвы, она разрабатывалась в контексте опыта предыдущих лет, но с применением инновационного программно-целевого метода развития культуры в условиях социально-экономических реформ и гибкого реагирования на социально-экономическую обстановку в городе.
Мэр Москвы Ю.М.Лужков не раз подчеркивал, «что наши планы по развитию культуры должны быть предельными». Задача новой программы – расширение культурного пространства столицы, создание своеобразного «культурного каркаса». Правительство Москвы провозгласило идею о том, что наш город, как крупнейший мегаполис Европы, одна из культурных столиц мира, должен постоянно заявлять свою принадлежность к этому содружеству новыми уникальными объектами и центрами, заметными событиями и мероприятиями в области культурной жизни.
-Сергей Ильич, каким, по-вашему, было «культурное лицо города 2005»?
С.И.: Без вклада каждого учреждения культуры трудно представить жизнь нашего города, его культурное пространство. Боюсь умалить достоинство тех, кто напряженно работал весь этот год, но начну с театров, без которых, наверное, не мыслят свою жизнь ни москвичи, ни гости столицы. Театральная карта Москвы прошлого года отмечена техническим обновлением и появлением новых театров и концертных площадок. Открылось новое уникальное театральное здание для коллектива «ET CETERA» под руководством А.Калягина, завершена вторая очередь реконструкции Московского академического театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича – Данченко. Скоро будет открыто новое театральное помещение «Центра современной драматургии и режиссуры под руководством А.Казанцева и М Рощина» в районе Сокола, ведутся работы по строительству нового здания для «Мастерской П.Фоменко», началась реконструкция театра «Геликон-опера», после модернизации заполнились 11 залов киноконцертного комплекса «Октябрь». Надеюсь, что очень скоро завершиться реконструкция зданий творческих центров под руководством А.Градского и Л.Рюминой.
Впечатляют творческие итоги театрально-концертного года – показано более 150 новых постановок. Критика и театральная общественность особенно отмечали такие спектакли, как «Упавший с неба» С.Прокофьева в постановке Дмитрия Бертмана в театре «Геликон-опера», «Три сестры» в постановке Петра Наумовича Фоменко, «Суф )ле» в постановке Юрия Петровича Любимова на Таганке, «Три высокие женщины» режиссера Сергея Голомазова в театре им. В.Маяковского и многие другие режиссерские и актерские работы прошлого года.
Если мы посмотрим на театральную афишу 2005, то отметим заметное присутствие на ней отечественной и зарубежной классики – Гоголь, Островский, Уильямс, Моэм, список можно продолжать. А наряду с этим – новые явления нашей театральной жизни, «новая драма» с присущей ей совершенно другой стилистикой, другим языком, новой драматургией и режиссурой.
Комитет по культуре поддерживает новых, молодых драматургов и режиссеров, включая совсем неизвестных, и возлагает на них большие надежды. Именно поэтому был открыт Молодежный экспериментальный центр «Практика», как одна из интересных экспериментальных творческих площадок. В целом, благодаря проекту «Открытая сцена» за прошедший сезон более двадцати имен молодых драматургов и режиссеров было представлено на столичных подмостках. Столичные театры приняли за год около трех миллионов зрителей. Этот интерес, конечно, имеет объяснение. Город выделяет в год 2,3 млрд.рублей на содержание театров, при этом бюджетное финансирование осуществляется через систему конкурсов, госзаказа. Это стимулирует состязательность в творческом поиске театральных коллективов, взыскательный подход к подбору репертуара.
В прошлом сезоне мы особое внимание уделили созданию условий для расширения детского и молодежного репертуара. Так появился в репертуарной афише Москвы целый ряд посещаемых сегодня детских спектаклей. Среди них – «Кот в сапогах» в театре им.Пушкина, «Симбад-мореход» в Новом драматическом театре, «Весенняя сказка в Бабкином доме» театра фольклора «Русская песня», «Снежная королева» в театре «Тень» и другие. Приведу важный факт. Как результат деятельности Правительства Москвы в сфере работы с подрастающими жителями города – на 20-30 процентов увеличился поток учащейся молодежи в театры, музеи и другие учреждения культуры на бесплатной и другой льготной основе. Комитет по культуре, уделяя особое внимание проблемам воспитания подрастающего поколения средствами театрального искусства, направляет усилия на координацию всех городских учреждений культуры детской и молодежной аудитории в залах, музеях, досуговых учреждениях.
-Сергей Ильич, и все же, каковы возможности сегодня у молодого человека, стремящегося освоить достойный образ и стиль жизни?
С.И.: Под руководством Первого заместителя Мэра Москвы Л.И. Швецовой разработана целевая комплексная программа развития публичных библиотек города как информационных интеллект – центров. В Москве около 450 библиотек, которые находятся в ведении Комитета по культуре. В перспективе в 175 из них должны появиться интеллект  центры. Работа по их созданию уже началась на базе 75 библиотек. Одни специализируются в области эстетики, и дети, которые интересуются искусством, литературой, с удовольствием приходят в эти библиотеки. Ряд интеллект  центров работают с трудными подростками, другие – ориентированы на организацию и проведение семейного досуга. Мы не забываем о людях с ограниченными возможностями. Интеллект – центры такой направленности оснащены аппаратурой для слабовидящих и слабослышащих людей.
Наряду с Интернет, компьютерными  классами, создаются и уже функционируют медиатеки, издательские и видео  конференц комплексы. Мы считаем, что эти новые формы деятельности и обслуживания привлекут в библиотеки новое поколение читателей и это будут, в основном, молодые люди.
В информационном обществе все большее значение приобретает культура, передаваемая и создаваемая на основе аудиовизуальной техники, соединения компьютера с новейшими средствами связи. «Экранная культура», входя в нашу жизнь, создает огромное разнообразие информации. Наша задача постараться направить этот поток в русло духовных процессов, помочь сделать его максимально дополняющим «книжную, текстовую культуру». Московские библиотеки активно включаются в процесс информатизации, становятся действительно учреждениями ХХ1 века. Более 220 из них активно сотрудничают между собой в Корпоративной сети, создают Сводный электронный каталог библиотечных фондов Москвы. Сейчас он насчитывает более 3,5 млн. записей. К слову, в числе коллективных пользователей этим ресурсом – Московская городская Дума, Правительство Москвы, Префектуры города, ВУЗы, научные, предпринимательские, общественные и прочие организации. Благодаря собственной Интернет – видео – конференц связи ЦГПБ им Н.А.Некрасова, библиотеки централизованных систем «Измайлово», «Кунцево», «Гагаринская», «Люблино» в дни празднования 60-летия Победы в Великой Отечественной войне стали центрами видео общения ветеранов Москвы и столиц стран- участниц антигитлеровской коалиции  Вашингтона, Лондона, Парижа.
Реализация этой городской программы вывела Москву на лидирующие позиции в России по автоматизации и внедрению современных технологий в библиотечную культуру.
Добавлю, что широкое внедрение информатизации предусматривается в деятельности всех учреждений культуры, как один из эффективных способов расширения доступности людей к культуре. Мы приступили к работе над электронными версиями музейных экспозиций. Это чрезвычайно важно, так как в Москве музейное дело в последнее время развивается очень активно. В прошлом году продолжилась работа по музеефикации исторического комплекса «Кузьминки-Люблино», Музейно-выставочного центра В.А.Гиляровского и мемориально-музейного комплекса по истории Военно-Морского флота России в акватории Химкинского водохранилища, Музейного комплекса «История Танка Т-34» на 17 километре Дмитровского шоссе. Уже 5 лет мы отмечаем в Москве праздник «Дни исторического и культурного наследия Москвы», посвященный сохранению и популяризации памятников истории и культуры. В прошедшем году он стал знаменателен открытием восстановленного памятника архитектуры ХХ1 века, одного из символов Москвы, Центрального выставочного зала «Манеж». Мероприятия «Дней» посетили более 1,3 млн. учащихся, 100 тысяч москвичей и гостей столицы.
-Сергей Ильич, понятно, что Программа «Культура Москвы» 2005- 2007г.г.  базовый ориентир развития культуры на перспективу. А какие из проектов, взяв старт в 2005 году, продолжатся в новом?
С.И.: Москва достойно отметила дату 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. В период юбилея Победы Комитетом по культуре и подведомственными организациями проведено около пяти тысяч мероприятий с широким участием артистов, музыкантов практически всех театров и концертных организаций города. Создатели спектаклей – режиссеры, актеры ощутили потребность раскрыть патриотическую тему. Мы провели акции «Москва – городам Героям» в России, Украине, Белоруссии. С проектом «Эшелоны Победы» смогли широко познакомиться не только москвичи. Телеканал ТВЦ в передаче «У главного рубежа» транслировал с полигона Таманской дивизии телеверсию из этого цикла  театрализованное массовое действо реконструкции исторической победы под Москвой. В числе двух тысяч зрителей присутствовало огромное количество ветеранов, участников поисковых отрядов, занимающихся музеями боевой славы.
В канун празднования Победы на территории мемориального комплекса на Поклонной горе сооружены памятные стелы фронтам – участникам завершающего этапа войны, установлен памятник, посвященный сотрудничеству стран – участниц антигитлеровской коалиции, на проспекте Мира – памятник герою движения Сопротивления Франции – генералу Шарлю де Голлю, в Восточном округе установлен памятник выпускникам Соловецкой школы юнг. На фасаде Белорусского вокзала накануне Дня Победы была установлена монументально-скульптурная композиция, посвященная первому исполнению песни «Священная война» композитора Александрова. В наступившем году Комитет видит свою задачу в том, чтобы направить творческий потенциал на достойную встречу другой знаменательной даты  65-летия Победы под Москвой. Вообще тема нравственности, военно – патриотического воспитания жителей Москвы и, прежде всего, молодежи, постоянная в деятельности всех городских учреждений культуры.
-По социально-демографическим и статусным характеристикам москвичей в перечне их интересов на третьем месте – развлечения и досуг…
С.И.: Программа «Культура Москвы» предусматривает пути повышения роли культуры в просвещении и обеспечении досуга. Город занимает первое место среди субъектов Российской Федерации по культурно  досуговой деятельности. Приведу цифры: на базе клубных учреждений действует около 6 тысяч клубных формирований, где нашли свои интересы 90 тысяч человек. Наиболее востребованным сегодня видом является народное творчество, а это  55 тысяч москвичей. К слову, Дома культуры города приняли самое активное участие в праздновании 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, Всероссийском фестивале народного творчества «Салют Победы», конкурсе песен о Москве, во всех культурных городских программах.
Приоритетное место среди клубных учреждений занимают учреждения досуга, ориентированные на работу с подростками и молодежью. Мы стараемся найти такие формы организации свободного времени, которые максимально помогают нейтрализовать негативное воздействие на них улицы. И это возможно только в условиях модернизации клубной системы на основе самых современных технологий. В 2005 году в столице работали 87 государственных учреждений клубного типа с 133 зрительными залами на 22 тысячи мест. В 32 клубах и центрах досуга сегодня принимают желающих поработать на компьютере с подключением в Интернет.
Наши дети должны быть и умными и здоровыми. Важное место в общении с природой, занятии спортом, досуге на воздухе принадлежит московским паркам. Сегодня редко встретишь горожанина, у которого нет излюбленного места отдыха на природе в черте города, в одном из «самых экологически чистых» учреждений культуры  московском парке. Мы приступили к реализации документа Правительства Москвы «О разработке проектов планировки территорий государственных учреждений культуры города Москвы Парка культуры и отдыха «Сокольники», Измайловского парка культуры и отдыха и Парка культуры «Фили». Программа предусматривает дальнейшее развитие парковых образований как историко-культурных, природоохранных зон города. В течение прошлого года шло активное обновление, озеленение и благоустройство всех городских парков. Особое внимание обращалось на обеспечение безопасности, надзора и контроля за техническим состоянием аттракционного хозяйства. Преображенные и похорошевшие, парки Москвы по достоинству заняли центральные места в череде столичных площадок, где проходили юбилейные торжества Дня Победы.
-С.И., каких сфер культурной политики Москвы, где накоплены важные итоги, мы еще не коснулись?
С.И.: Я коротко остановлюсь на очень важной для Комитета сфере деятельности, благодаря которой пропагандируется наша отечественная культура, ее традиции, преемственность, ее высочайший художественный и нравственный уровень. Это международные и межрегиональные культурные связи Москвы с городами и регионами России, государствами Содружества, городами – партнерами дальнего зарубежья. В течение года нами подписаны 21 международного и17 межрегионального уровня Программы и Протоколы культурного сотрудничества. В2005 году Центральная городская публичная библиотека имени Н.А.Некрасова передала в библиотеки регионов и зарубежных стран порядка 70000 экземпляров книг.
Интервью провела Ирина АВЕРКИЕВА