Центр им. Вс. Мейерхольда
РЕПЕРТУАР НА МАЙ 2009
10 вс (в 20.00), 11 пн (в 19.00)
Премьера!
В рамках художественной программы «Гоголь»
Самостоятельная работа студентов IV курса
ВТУ им. Б. Щукина
Николай Гоголь
НОС
Постановка и сценография
Олег Герасимов
(актерско-режиссерский курс Валерия Фокина и Марины Пантелеевой, ВТУ им. Щукина)
Технический директор и художник по свету
Артем Приходов
В ролях
Тихон Жизневский, Филипп Бледный, Александр Солдаткин, Андрей Калинин, Алексей Паничев, Азамат Нигманов, Людмила Харитонова, Александр Поламишев, Татьяна Афанасьева, Алиса Анненкова
Олег Герасимов: «Собственно, изменить человеческую природу не только возможно, но и должно. Столкнувшись с чудесным исчезновением собственного носа, майор Ковалёв приобретает новый опыт через самоотречение, за которым возможно перерождение. В помощь Ковалёву является второе чудо: нос возвращается на свое место. Но из-за повреждённой природы человека майор Ковалёв воспринимает только последствия этих событий, а сам факт произошедшего им игнорируется. Жизнь Ковалёва возвращается на круги своя. В наш любимый, уютный и прекрасный мир «видимого» бытия.»
Жанр драма
Продолжительность – 1 ч. 20 мин. (без антракта)
Вход свободный, по приглашениям.
Заказ приглашений по тел. 363-1079 или по e-mail:
12 вт, 13 ср (в 20.00, черный зал)
Государственный театр наций
Франц Кафка
ПИСЬМА К ФЕЛИЦИИ
Режиссер
Кирилл Сбитнев
Государственный театр наций продолжает предоставлять свою территорию молодым и талантливым. После успешного эксперимента с выпускниками московского РАТИ (курс О.Л. Кудряшова), ‑ спектакль Театра Наций «Шведская спичка» стал одной из самых ярких премьер прошлого театрального сезона и получил премию «Хрустальная Турандот» 2007 года ‑ театр открыл свои двери петербуржцам.
«Письма к Фелиции» Франца Кафки ‑ первая самостоятельная работа выпускников Санкт-Петербургской Академии театрального искусства, школы-студии при АБДТ имени Г.А.Товстоногова (мастерская известного российского режиссера Григория Дитятковского). Унаследовав от своего учителя любовь к слову и угадыванию потаенных смыслов произведения и его автора, постановщик спектакля Кирилл Сбитнев и его однокурсницы-актрисы сочинили совершенно неожиданный, эксцентричный и непривычный для традиционного восприятия творчества и личности Кафки спектакль о любви писателя к девушке по имени Фелиция Бауэр. Три женщины-исполнительницы исследуют жизнь мужчины-писателя, заглядывают в потаенные уголки его души и открывают зрителю совершенно нового Кафку ‑ поэтичного, нежного, влюбленного, пылкого, трогательного, в чем-то забавного. Один из самых великих, загадочных и пессимистичных писателей прошлого столетия предстает здесь живым, понятным, не чуждым никаким человеческим слабостям. Эпиграфом к спектаклю могла бы послужить фраза из дневника Кафки, перефразировавшего Гейне: «Она была мила, и он любил ее…»
17 вс (в 19.00)
Гран-при фестиваля «Коляда plays» (Екатеринбург, 2008)
Тюменский драматический театр
Павел Казанцев, Ярослава Пулинович
МОЙЩИКИ
пьеса в одном действии
Постановка
Михаил Заец
Сценография и костюмы
Алексей Паненков
Пластика
Эдуард Соболь
В ролях
Сергей Скобелев, Лада Исмагилова, Татьяна Телегина, Александр Кудрин, Константин Антипин, Ольга Ульянова
Понятие Вселенной как огромного магазина… Джунгли вещей, продуктов… Где все покупается и продается… И таков порядок… За все надо платить… Но есть те, кто не может заплатить или не хочет… И имя им «Мойщики“… У них своя философия… Философия воровства… И вот перед нами столкновение двух миров… Кто выстоит? За кем правда? И кто выживет в этих джунглях? В программу входит мастер-класс по воровству в супермаркетах.
«Мойщики» в Тюменской драме стали фаворитом фестиваля «Коляда Plays». Пьеса учеников Коляды Павла Казанцева и Ярославы Пулинович про технологию и философию супермаркетовских воров, про новое явление на грани таланта и криминала, волюнтаристский ответ экстренную капитализацию Россию. Мойщики — так сами себя не без юмора называют супермаркетовские жулики, умеющие с изяществом и философичностью «смыть» на глазах камер слежения товар с полок. Главный герой проводит, как Вергилий Данте, свою сочувствующую подругу сквозь авантюрный рай и ад супермаркетовской псевдожизни, попутно подарив ей свою философию жизни за чужой счет с острым ощущением собственной правоты, в которой драматурги на удивление не дают нам возможности усомниться. Режиссер солидаризируется с этой хулиганствующей драматургической порослью, а тюменский спектакль поразителен своим непровинциальным, умным отношением к теме: театр в данном случае свидетельствует, что российское общество уже успело прочесть не только “Общество потребления“ Бодрийяра, но и “Общество спектакля“ Ги Дебора. Мойщики — это чистильщики, новые санитары нашего нового “леса». Изумительно пластичный артист Сергей Скобелев играет главного героя наотмашь — он играет не просто вора, он играет воровскую совесть, а заодно и акцию гражданского неповиновения, и антисоциальность, и антибуржуазность, и ожесточение голодного человека, идущего на преступление, вооружившись идеологией, и неприсобленность к капитализму и карьерной гонке. Но, самое важное, играет он и национальную черту — неизбывное русское стремление к бесконечной халяве. В этом новом герое можно разглядеть ту парадоксальную человеческую породу, которая будет постоянно бороться против системы, которая будет всегда поступать не так, как следует, а так, как хочет.» (Павел Руднев, «Новый мир»)
Премьера состоялась 11 июня 2008 года
Жанр трагифарс
Продолжительность – 1 ч. 30 мин. (без антракта)
Вход свободный, по приглашениям.
Заказ приглашений по тел. 363-1079 или по e-mail:
17 вс (в 20.00, черный зал)
Мастерская новой пьесы «Бабы» (Челябинск)
Кэрил Чёрчилл
КОЛИЧЕСТВО
Режиссер
Елена Калужских
В ролях
Наталья Сколова, Ирина Данилова, Янина Кривоспицкая, Алла Точилкина
Мастерская новой пьесы «Бабы» (художественный руководитель и режиссер-постановщик – Елена Калужских) существует девять лет. С 2000 года театр принимал участие в фестивалях «Любимовка», «SIB ALTERA», «Документальный театр в Москве», «Новая драма», «Реальный театр», «Театр без границ», «Молодые театры России», «Балтоскандал» и многих других; имеет множество фестивальных наград. В 2002 году театр был удостоен почетного права представлять Россию в международном театральном сезоне в Англии «Шаги на встречу Сибири» (королевский театр «Royal Court»). В 2006 году был успешно реализован в Праге международный театральный чешско-российский проект «Европа. Женщина на краю. Женщина в сердце». Проект был представлен на фестивале в Германии и приглашен на фестиваль в Венесуэлу. В 2007 г. актрисы театра Сколова Наталья и Точилкина Алла стали лауреатами фестиваля «Сцена» (г. Челябинск) в номинации «Лучшая женская роль».
Последняя постановка Елены Калужских необычна даже для необычных постановок театра «Бабы». Во-первых, челябинский женский театр начал играть мужчин. Не переодетых в мужскую одежду женщин, как было в «Истребителе класса „Медея“, и не мальчишек, как в „Солдатских письмах“. Во-вторых, пьеса имеет неожиданно позитивный пафос, столь редкий для современного серьезного театра: человек часть универсума и в то же время каждый из нас уникален. Даже если мы клоны. В просветляющий контекст выводит и музыка Яна Тирсена, которому актрисы аккомпанируют на скрипке и аккордеоне. А сюжет пьесы кажется простым – у некоего отца вдруг появляются несколько десятков клонированных сыновей…
Жанр драма
Продолжительность – 1 ч. (без антракта)
Вход свободный, по приглашениям.
Заказ приглашений по тел. 363-1079 или по e-mail:
18 пн (в 20.00, черный зал)
Мастерская новой пьесы «Бабы» (Челябинск)
Елена Калужских
СОЛДАТСКИЕ ПИСЬМА
Армейские миниаВАНтюры
Режиссер
Елена Калужских
В ролях
Наталья Сколова, Ирина Данилова, Янина Кривоспицкая, Алла Точилкина
Знаменитые «Солдатские письма» – документальный спектакль, поставленный в технике «вербатим». Со сцены звучат реальные истории реальных жертв войны, собранные режиссером Еленой Калужских. Строгие и незатейливые, местами смешные, но оттого еще более пронзительные, армейские миниатюры словно кричат о кощунственности войны, а последняя история с нелепой гибелью прошедшего Афган мальчишки углубляет и расширяет эту мысль: абсурдно и порочно само мироустройство, в котором возможна такая страшная вещь, как война.
«Спектакль заставляет вспомнить о чеченской войне, совершенно игнорируемой Западом после 11 сентября. Замечательная труппа из Челябинска напоминает о подлинной человечности и не придуманной боль.» (Майкл Биллингтон, «The Gardian», 2002)
Жанр вербатим
Продолжительность – 1 ч. (без антракта)
Вход свободный, по приглашениям.
Заказ приглашений по тел. 363-1079 или по e-mail:
19 вт (в 20.00, черный зал)
Мастерская новой пьесы «Бабы» (Челябинск)
Максим Курочкин
ИСТРЕБИТЕЛЬ КЛАССА «МЕДЕЯ»
Бабский трагифарс
Режиссер
Елена Калужских
В ролях
Наталья Сколова, Ирина Данилова, Янина Кривоспицкая
«Истребитель класса «Медея» – это спектакль о пресловутой войне полов, вылившейся в сражения реальные: с окопами, американской тушенкой и смертоносным оружием. Последние мужчины, обреченные на истребление как вид, не в силах противостоять экс-слабому полу в масштабах ненависти. Парадоксальная развязка уводит спектакль из формата простой сатиры на оголтелый феминизм в иную область: вскрывает нелепость, убогость и, в конечном итоге, трагизм любого проявления фанатизма и непримиримости.
Жанр трагифарс
Продолжительность – 1 ч. (без антракта)
Вход свободный, по приглашениям.
Заказ приглашений по тел. 363-1079 или по e-mail:
23 сб (в 20.00)
Проект Александр Мацко
ДОРОГА
балет-фантазия на тему фильма Федерико Феллини о бродячих циркачах
Идея, либретто, режиссура и хореография
Александр Мацко
Художник
Андрей Климов
Художник по свету
Анатолий Кузнецов
Продюсер
Максим Коростышевский
В ролях
Оксана Коростышевская, Александр Кольцов, Оксана Гуляева, Валерий Сехпосов
Это не просто история из жизни, это страшная история запоздалого пробуждения души.
Уже много лет Дзампано зарабатывает на жизнь одним и тем же номером – усилием мышц он якобы разрывает цепь на груди. Доброта, чувство юмора – он начисто лишен этих человеческих черт. Именно потому он ненавидит истинного артиста – канатоходца Матто. Однажды в нищей деревне Дзампано покупает себе в помощницы девушку-рабыню… и вскоре губит ее – единственную женщину, которая способна его любить. Прозрение о бессмысленности жизни приходит, но слишком поздно.
25 пн (в 20.00)
Театральный центр им. Мейерхольда, компания «Театральные решения» и студия «SounDrama» представляют совместный спектакль
В рамках художественной программы «Гоголь»
ГОГОЛЬ. ВЕЧЕРА. Часть I
саундрама по произведениям Н.В. Гоголя ( «Вечера на хуторе близ Диканьки»)
Режиссер-постановщик
Владимир Панков
Автор либретто-инсценировки
Ирина Лычагина
Музыка
студия SounDrama
Художники-постановщики
Наталья Жолобова, Сергей Агафонов
Музыкальные руководители
Сергей Родюков, Александр Гусев
Хореограф
Сергей Землянский
Звукорежиссеры
Андрей Волков, Сергей Волков
Техническое оснащение
компания «Театральные решения»
Художник по свету
Андрей Тарасов ( «Театральные решения»)
Актеры и музыканты
Александр Гусев, Алина Ольшанская, Алиса Эстрина, Анастасия Сычева, Андрей Заводюк, Владимир Кудрявцев, Владимир Нелинов, Ольга Бергер, Ольга Демина, Павел Акимкин, Петр Маркин, Сергей Родюков, Сергей Шевченко, Тарас Куценко
«Гоголь» – спектакль в жанре «саундрама», ядром сценического действия в котором является синтез драматического и музыкального искусства. Специально создаваемая студией SounDrama музыка для спектакля основана на классических и этнических музыкальных конструкциях, а также на оперной и рок-музыке. Действие спектакля делится на времена года и представлено, соответственно, четырьмя «картинами» по мотивам «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Смыслы передаются с помощью музыкальных композиций – циклов обрядовой (фольклорной) и классической музыки (Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский). Помимо оригинального текста Гоголя (инсценировка Ирины Лычагиной), в спектакле задействован традиционный украинский фольклор. На сцене создается уникальная атмосфера, настоящая гоголевская фантасмагория. Ярмарочное веселье сменяется тревожными сказочными происшествиями, традиционные песнопения – классической оперой, шутки и танцы – лирическими композициями и философскими притчами. В ходе специально организованной экспедиции на Украину художниками спектакля и режиссером были разысканы и приобретены аутентичные народные украинские костюмы конца XIX – начала XX вв., элементы декораций и реквизита.
Наталья Каминская, «Культура»: «Насквозь музыкальные опусы SounDram (ы) ничем не напоминают ни уныло причесанные мюзиклы отечественного производства, ни густопсовые этнографические картинки, ни туманные инсталляции. Это живой, взлохмаченный театр, частенько избыточный и нестройный, но чертовски привлекательный своей образностью, осмысленностью, тягой к высокому качеству и литературы, и музыки, и изобразительных возможностей. Многоголосие украинских народных песен чудо как хорошо. Зычный бас одного из парубков и вовсе впечатляет. Виолончель вновь доказывает свою способность издавать звуки, наиболее близкие к исповеди человеческой души. И аранжировки, перетекания Римского-Корсакова или Чайковского в электронный шум и гомон, свободное сочетание живого классического инструмента с тайными возможностями синтезатора и микшера работают отлично. В „Майской ночи“ с ее сонной жарой полудня и волшебной прохладой сумерек, с наивом обитателей Диканьки, подогретым горилкой, с географической близостью к территории ведьм и упырей, с полуязыческими привычками озоровать по дворам и хатам содержится целый кладезь необычных звуков и интонаций. Лучше всего удаются хоровые экстазы. Какой-то получеловеческий-полузвериный вопль мистического ужаса длится несколько минут, будто кошмарный сон на рассвете. То в плач, то в кураж, то в баюканье пускается этот хор пейзанов и пейзанок. А между тем хорошо различим каждый его участник и каждый по-своему солист, даже если он с контрабасом или с дудкой. Чуткие к малейшим колебаниям звука саундрамовцы замечательно меняют интонации: вот только что журчала бытовая малороссийская мелодия речи, как вдруг взвинчен регистр, и визжит исступленное ведьминское сопрано, и скатывается диалог в бред, в страшный сон и помешательство.»
Жанр – саундрама
Продолжительность – 1 час 40 минут (без антракта)
26 вт (в 20.00)
Театральный центр им. Мейерхольда, компания «Театральные решения» и студия «SounDrama» представляют премьеру совместного спектакля
В рамках художественной программы «Гоголь»
ГОГОЛЬ. ВЕЧЕРА. Часть II
саундрама по произведениям Н.В. Гоголя
( «Сорочинская ярмарка»)
Режиссер-постановщик
Владимир Панков
Автор либретто-инсценировки
Ирина Лычагина
Музыка
студия SounDrama
Художники-постановщики
Наталья Жолобова, Сергей Агафонов
Музыкальные руководители
Сергей Родюков, Александр Гусев
Хореограф
Сергей Землянский
Звукорежиссеры
Павел Данилин, Павел Михайлов
Техническое оснащение
компания «Театральные решения»
Художник по свету
Андрей Тарасов ( «Театральные решения»)
Актеры и музыканты
Александр Гусев, Алина Ольшанская, Алиса Эстрина, Анастасия Сычева, Андрей Заводюк, Владимир Кудрявцев, Владимир Нелинов, Ольга Бергер, Ольга Демина, Павел Акимкин, Петр Маркин, Сергей Родюков, Сергей Шевченко, Тарас Куценко, Инга Сметанина, Алексей Черных, Ирина Рындина
Действие цикла спектаклей, объединенных общим названием, делится на времена года и представлено, четырьмя «картинами», мистически связанными общими ассоциациями, историями любви и взаимоотношений. Всего зрителя ждет три спектакля, играть которые будут три вечера подряд. В сентябре 2007 года Студия сыграла первую часть цикла «Гоголь. Вечера», соответствующую повести «Майская ночь или утопленница», а по времени года – весне. В 2009 году, зрителю будет представлена последняя, третья часть – Зима, по повести «Ночь перед Рождеством».
Изображение мира, населенного ни то людьми, ни то духами, призвано сбить зрителя с толку еще в самом начале. Что это перед ним, веселая ярмарка или страшный ведьмин шабаш? Это светлая панночка или пригрезившийся на солнце призрак? Это прекрасная любовь и возможное счастье или шутки, которые шутит Басаврюк? Зритель попадает в самую гущу событий, описываемых Гоголем в своих повестях, слышит, как веселое шуршание хоровода превращается в демонический хохот Сорочинской ярмарки и каждой косточкой чувствует тоску, по содеянному перед праздником Ивана Купала.
Цикл «Гоголь.Вечера» – спектакли в жанре «саундрама», ядром сценического действия которых является синтез драматического и музыкального искусства. Музыка, созданная Студией SounDrama специально для этого проекта, основана на классических и этнических музыкальных конструкциях, а также на оперной и рок-музыке. В цикле спектаклей «Гоголь.Вечера» классическая литература открывается с новой стороны с помощью неординарных режиссерских, хореографических и сценографических решений. Музыканты здесь актёры, актеры, в свою очередь, – музыканты, вокалисты и танцоры, а музыкальные инструменты становятся полноправными действующими лицами. Подчинение действия законам музыкальной гармонии делает его более насыщенным и захватывающим. Постановка цикла спектаклей, на основе сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки», опубликованного в 1831-1832 годах и принесших автору широкую известность предваряет собой празднование двухсотлетия со дня рождения Николая Васильевича Гоголя в 2009 году.
«Несмотря на то, что постановка приурочена к гоголевскому юбилею, Владимир Панков сотоварищи не испытывают ни малейшего пиетета перед классиком. Отталкиваясь от хрестоматийного текста, они создают поверх него свою собственную Диканьку. Все происходящее на сцене часто напоминает тягучий, наполненный диковинными образами сон: вот вышагивает невеста в белом платье, запряженная в оглобли, вот жених, укутанный в меха с ног до головы, это в летний-то жгучий полдень. Впечатление морока усиливает многократное повторение одних и тех же фраз, которые дробятся и эхом перелетают от одной пары к другой.» (Марина Шимадина, «Коммерсант»)
Жанр – саундрама
Продолжительность – 1 час 40 мин (без антракта)
27 ср, 28 чт, 29 пт (в 19.00)
Государственный театр наций
по рассказам Антона Чехова
ШВЕДСКАЯ СПИЧКА
фарс-детектив в 1 действии
Режиссер
Никита Гриншпун
Художник
Ксения Шимановская
В ролях
Евгений Ткачук, Роман Шаляпин, Павел Акимкин, Елена Лабутина, Юлия Пересильд и другие
«Шведская спичка» веселый, полный юмора и изобретательности музыкальный спектакль, по-юношески задорный и профессионально зрелый. Год назад один из лучших российских театральных педагогов Олег Кудряшов выпустил в РАТИ очередной, уже успевший прославиться, курс. Несколько его выпускников-единомышленников не захотели расставаться. Взяв за основу рассказы Антона Павловича Чехова «Шведская спичка» и «Супруга» вместе со своим однокашником, режиссером Никитой Гриншпуном, они поставили оригинальный, яркий и сложно определимый по жанру спектакль, где есть место и лихо закрученному детективному сюжету, и остроумной пародии, и театральному гэгу. Переплетенные фабулы про пропавшего барина и неверную супругу органично складываются в комическое уголовное расследование с элементами водевиля, мелодрамы, театрального капустника и даже циркового представления. Сопровождается все действие живым музыкальным аккомпанементом маленького живого оркестрика.
Жанр фарс
Продолжительность – 1 ч. 50 мин. (без антракта)
Центр им. Вс. Мейерхольда и Институт Ежи Гротовского во Вроцлаве (Польша)
представляют
Программа видеопоказов
к 10-летию со дня смерти
ЕЖИ ГРОТОВСКОГО
30 мая – 1 июня
Традиционно свой день рождения 30 мая Центр им. Вс. Мейерхольда отмечает интересной акцией. Десять лет назад в Италии скончался великий польский режиссер Ежи Гротовский, чьё театральное наследие, опыт театра-лаборатории, театра как духовной практики существенно обогатили мировой сценический авангард. В конце 1970-х годов Гротовский приезжает в СССР, где неожиданно заявляет о себе как о продолжателе идей Станиславского, что лишний раз подверждает глубокие связи между польским авангардом и русским театральным каноном. 2009 год в мировом театре проходит как Год Гротовского. Центр им. Мейерхольда вместе с институтом Ежи Гротовского во Вроцлаве составили программу видеопоказов. Для широкой аудитории бесплатно будут показаны шесть фильмов, в том числе полная версия спектакля „Акрополис“, несколько фильмов о Рышарде Чесляке любимом артисте Гротовского и их совместных тренингах, а также большой фильм-биографию режиссера и фильм о его актерской системе. Также директор Института Гротовского Ярослав Фрет прочтет лекцию и возглавит заключительную театроведческую дискуссию.
С 30 мая по 1 июня будут показаны фильмы:
- Ежи Гротовский: попытка портрета. Режиссер Мария Змарз-Кочанович. Telewizja Polska SA/ARTE. 1999, 58’
В фильме о выдающемся режиссере и теоретике театра принимает участие брат Ежи – профессор Казимеж Гротовский, а также соратники и друзья Ежи, в числе которых Жорж Баню, Эуженио Барба, Питер Брук, Людвиг Фляшен, Майя Коморовская, Реймонд Тимкин, Анатолий Васильев. Съемки фильма прошли в Европе и Индии. Использованы уникальные архивные материалы.
- Akropolis. Спектакль Ежи Гротовского. Режиссер видеосъемки – Джеймс МакТаггарт. Нью Йорк, 1969. 82’
- Тотальный актер: памяти Рышарда Чесляка. Режиссер Кшиштоф Домагалик. TVP S.A. 1994, 66’.
Документальный фильм польского телевидения о Рышарде Чесляке, любимом артисте Ежи Гровского.
- Тело говорит. Театр-Лаборатория Ежи Гротовского: Рышард Чесляк демонстрирует актерскую технику Ежи Гротовского с комментариями Маргарет Кройден. Режиссер Джон Мусилли. CBS for Camera Three. 1975, ‘55
- Обряд святотатства, заключенный в волшебстве. Режиссер Кшиштоф Домагалик. Telewizja Polska SA. 1979, 58’.
Документальный фильм польского телевидения о Театре-Лаборатории Ежи Гротовского и его влиянии на современный театр.
- Тренинг в Театре-Лаборатории во Вроцлаве. Режиссер Торгейр Уител. RAI, 1971, 91’
Фильм сделан датским театром Odin, где работает сегодня Эуженио Барба, один из главных учеников Ежи Гротовского. Фильм рассказывает об эволюции актерских тренингов Ежи Гротовского как о педагогической проблеме. В фильме снят Рышард Чесляк в работе с двумя учениками.
Полная программа будет обнародована позже.
Вход свободный
Художественный руководитель центра
ВАЛЕРИЙ ФОКИН
Касса работает ежедневно, кроме понедельника, с 14.00 до 19.00. Телефон 363-10-48.
Справки по телефону 363 10 79, 363 10 43, 363 10 46
www.meyerhold.ru; rudnev@meyerhold.ru
Адрес: м. «Менделеевская», Новослободская, 23