Возможно, мы несколько опережаем события, ведь закон, о котором пойдет речь, еще не вышел. Но очевидно, что библиотеки в современном столичном мегаполисе нуждаются в создании комплексной системы библиотечно-информационного обслуживания различных слоев населения. Главная неотложная проблема в этой сфере -отсутствие механизма взаимодействия между библиотеками даже одного ведомства, не говоря уж о разных.
Да, в столице руководствуются федеральным законом
«О библиотечном деле». Но Москве, являющейся крупным регионом с особой спецификой, нужен свой собственный библиотечный закон, и в силу того, что она является крупнейшим научным, культурным и экономическом центром страны и обладает самыми мощными в России информационными ресурсами мирового масштаба, и по целому ряду социальных и технологических причин. В настоящее время разрабатывается закон
«О библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы».
Хотелось бы понять, для чего необходим этот закон и как он создается. Самое правильное было бы обратиться к члену экспертной группы, директору Центральной универсальной научной библиотеки имени Н. А. Некрасова, кандидату педагогических наук Светлане Николаевне Просековой.
Библиотеки уже по самой своей природе пронизывают все сферы жизнедеятельности общества, включая образование, науку, творчество, культуру, промышленные технологии, экономику. В то же время они находятся в ведении различных территориальных и ведомственных организаций, что порождает дублирование и неэффективное использование ресурсов. А главное — читатель у всех библиотек в общем и целом один и тот же.
Для создания московского отраслевого законопроекта была организована межведомственная комплексная рабочая группа по разработке закона с участием представителей департаментов культуры и образования, Комитета по телекоммуникациям и средствам массовой информации, других департаментов, в ведении которых есть библиотеки. Чтобы проект закона отражал специфику библиотечного дела с учетом особенностей столичного региона, Департамент культуры сформировал экспертный совет, куда вошли директора библиотек и специалисты отрасли. Тройственное сотрудничество представителей органов власти, юристов и профессионалов библиотечного дела оказалось плодотворным.
Главную цель законопроекта юристы сформулировали так:
«Необходимо реально обеспечить права населения города на библиотечное обслуживание, то есть создать равные возможности для всех граждан пользоваться библиотечными фондами, независимо от их возраста, уровня образования, национальной принадлежности, физического состояния, социального статуса, места жительства, работы, учебы. Успешного библиотечного обслуживания местного населения можно достичь лишь при условии рационального размещения и использования сети библиотек различных организационно-правовых форм и форм собственности». Для достижения этой цели предложены меры правового регулирования, способствующие созданию единого библиотечно-информационного пространства российской столицы как одного из условий ее стабильного развития.
В эпоху информационного общества ни одна отдельная библиотека, ни совокупность библиотек одного ведомства не в состоянии удовлетворить возрастающие и усложняющиеся информационные и культурные потребности современного человека. Вот та высокая мерка, которая задана разработчиками проекта московского закона. Отсюда проистекает заложенный в него принцип всеобщей доступности библиотечных фондов, информационных ресурсов, а также услуг.
Для этого необходимы координация и кооперирование деятельности библиотек всех ведомств, находящихся в ведении московских органов исполнительной власти. А поскольку библиотеки Москвы имеют статус государственных учреждений культуры, при их интеграции в единую компьютерную сеть смогут быть успешно решены многие сложные вопросы сохранения государственных централизованных систем. Важной частью интеграции библиотечных ресурсов станут сводный электронный каталог, создание информационных ресурсов в цифровом формате, единая система библиотечно-информационного обслуживания населения на базе многоуровневой компьютерной сети
«Библиогород». В ней предусмотрены Единый читательский билет, диспетчерский пункт распределения запросов на книги и экспедиторская служба доставки литературы, особенно лицам с физическими ограничениями жизнедеятельности.
Какие-то важные соображения рождались по ходу подготовки
«Концепции развития библиотечного обслуживания города Москвы до 2015 года» и законопроекта. Выяснилось, что требуется уточнить права и обязанности библиотек, более конкретно определить функции деятельности центральных библиотек города, таких как детская имени Аркадия Гайдара, юношеская имени Михаила Светлова, Московская городская деловая библиотека. Ждет утверждения
«Модельный стандарт библиотечно-информационного обслуживания населения», разработанный с учетом социальных, культурно-исторических и демографических особенностей столичного мегаполиса.
Вообще же по численности и уровню развития публичных библиотек Москва занимает одно из первых мест в Российской Федерации. В городе действуют 440 публичных библиотек, объединенных в 36 централизованных библиотечных систем
(ЦБС). Пять крупнейших городских библиотек находятся в непосредственном подчинении Департамента культуры Москвы. Совокупный фонд публичных библиотек составляет более 26 млн. единиц хранения.
Однако библиотечные ресурсы формируются каждой ЦБС самостоятельно, без координации даже с другими ЦБС одного и того же административного округа. Каталоги ведутся только на фонд каждой ЦБС. Несмотря на то, что публичные библиотеки финансируются из бюджета города, они пока не образуют единую систему, не координируют свою деятельность при формировании единых городских информационных ресурсов.
Введение Единого читательского билета и создание сводного каталога на совокупный фонд публичных библиотек города станут первыми шагами на пути к единой системе библиотечно-информационного обслуживания населения города. Это повлечет за собой необходимость разработки новых организационно-правовых документов, определяющих новый порядок работы.
Все основные положения организации единой библиотечной системы, взаимодействия библиотек с другими учреждениями культуры
(театрами, музеями, школами дополнительного образования и др.), библиотеками других ведомств
(образования, здравоохранения, социальных служб), а также с библиотеками федерального подчинения, -находящимися на территории Москвы, могут быть проработаны и урегулированы только в рамках закона.
Очень важными, но крайне сложными для воплощения в законе являются вопросы социальной защиты библиотечной профессии и механизм экономического стимулирования процесса координации и кооперации библиотек разных ведомств. Однако, судя по опыту зарубежного законодательства, подобные правовые нормы вполне реальны. Библиотечное сообщество Москвы поддерживает их введение в отечественный законопроект.
Вот еще на что хотелось бы обратить внимание читателей. И концепция развития, и законопроект
«О библиотечно-информационном обслуживании населения города Москвы», представляя серьезный вклад в развитие библиотечной отрасли, идут в общем русле модернизации всей культурной сферы столичного мегаполиса. Библиотека на сегодня — это единственная культурная инстанция, которая доступна нам бесплатно, а мы не замечаем, не ценим этого. Развиваясь, обновляясь, улучшаясь, библиотеки служили верой и правдой нашим предкам и нам. Послужат и многим поколениям, идущим вослед.