Телеканал ТВ Центр, эфир 22 марта
Программа «В центре событий с Анной Прохоровой»,
1-го апреля Россия отметит двухсотлетие со дня рождения Николая Васильевича Гоголя. На следующей неделе, в преддверии этого юбилея, в Москвеа откроется дом-музей писателя — первый и единственный в России. Личные вещи Гоголя практически не сохранились, и кураторы музея поставили перед собой задачу воссоздать ту обстановку, которая была в доме при жизни Николая Васильевича – вплоть до его последних дней. О том, что у них получилось — Артем Высоцкий.
Это последние приготовления к открытию первого в России мемориального музея и научной библиотеки Николая Гоголя. В начале апреля сюда зайдут первые посетители. И это будут не ВИП-персоны, хотя для них тоже найдется время, а школьники, учителя и просто поклонники творчества великого писателя. Музея такого масштаба (хотя внешне он совсем небольшой) в Москве не появлялось со времен воссоздания Царицынской усадьбы. Казалось бы, масштабы несравнимые, однако сам замысел претендует на то, чтобы эти две работы ставить в один и тот же ряд. Музейщики особенно подчеркивают, а они в буквальном смысле слова сейчас не верят своему счастью, что, если бы не воплощение этого проекта, наша страна вообще осталась бы без мемориала классику русской литературы. Ведь два музея так и остались на Украине, в местах, где родился и жил писатель. Но, к радости многих, Москва обретает своего Гоголя.
Александр Лазарев, первый заместитель руководителя Департамента культуры гор. Москвы: «Мы ждем этой даты уже давно. Два года назад правительство Москвы приняло постановление о праздновании юбилея, конечно, этот юбилей будет праздноваться во всем мире, ведь Гоголь — планетарная фигура».
Авторы торопятся, ведь еще многое надо успеть.
Леонтий Озерников, автор художественной концепции «Дома Н.В. Гоголя»: «Что-то может нравиться, что-то — нет, но сам Гоголь таков, он всей своей жизнью доказал, как противоречив бывает человек, сколько порой умещается в каждой личности положительного и отрицательного».
Скоро в дом на Никитском бульваре придут первые посетители. И каждый из них откроет для себя нового — своего Гоголя.
Когда Леонтий Озерников рассказывает, что именно он придумал, проникаешься его идеями. Каждая деталь здесь имеет свое объяснение. Придумать концепцию под Гоголя невероятно трудно, а рискнуть и попытаться трактовать по-своему — поступок смелый. Автор попытался, чтобы сам Гоголь в этом доме рассказывал о себе.
Леонтий Озерников, автор художественной концепции «Дома Н.В. Гоголя»: «Параллель судьбы и творчества, образы в дымке мистификации, гиперболы, метафоры и путь очищения – это стержневая идея, гордыня, невоплощенность, персонажи… Они формируются и в предметах символических, и в реальных образах и панораме среды обитания этих персонажей. Это Гоголь-град“.
А началось все в 50-е годы прошлого века. Тогда власти решили, что памятник Гоголю, установленный в столице к столетию писателя, что называется“ не соответствует». Грустный Гоголь, пессимистично взиравший с высоты своего постамента на советских граждан, раздражал Сталина. Он лично распорядился памятник уничтожить. От переплавки гениальное творение Николая Андреева удалось спасти лишь чудом. А от советского правительства классик получил другой монумент, работы Томского, достойный сравнения разве что с памятниками теоретикам марксизма-ленинизма. Он и сейчас стоит на Гоголевском бульваре. Андреевского же Гоголя частично реабилитировали в 1959 году. Памятник перевезли в тот самый садик на Никитском бульваре, рядом с домом № 7, где Николай Васильевич провел свои последние годы.
В 70-е здесь открылась библиотека его имени. О самом писателе тогда напоминали лишь мемориальные комнаты. Впрочем, именно эта библиотека стала центром изучения гоголевского наследия. Великий писатель жил здесь с 1848 по 1852 год. В то время усадьбу арендовала чета Толстых. Граф Александр Петрович и графиня Анна Георгиевна ухаживали за Николаем Васильевичем до самой кончины. Именно здесь, за несколько дней до смерти, Гоголь сжег второй том своих «Мертвых душ».
Вера Викулова, директор «Дома Н.В. Гоголя»: «Тетради горели очень плохо, приходилось отрывать обложки, слуга просил его этого не делать, но Гоголь велел открыть заслонку и разжечь камин…»
Камин — один из центральных экспонатов открывающегося музея. Внешне ничего необычного: изразцовая плитка гоголевской эпохи, ажурная решетка. Но музей в современном его понимании не мог бы так называться, если бы авторы экспозиции не приготовили никаких сюрпризов.
Вот прихожая, куда посетители попадают из холла – здесь некогда ожидал распоряжений слуга Гоголя Семен, а еще тут стоял сундук и, возможно, помещалась вешалка. Дорожный сундук в гоголевской биографии предмет символичный. Авторы назвали его «сундуком странствий».
Интерьер гостиной воссоздан по воспоминаниям современников. Увы, уцелело крайне мало вещей, принадлежавших Гоголю. Поэтому воссоздают не комнату писателя, а быт той эпохи. Мебель, зеркала, книги 50-х годов XIX века. Среди немногих вещей, имеющих мемориальную ценность — чернильный прибор из дома Трощинских, полтавских родственников Гоголя.
Елена Овсянникова, хранитель фонда «Дома Н.В. Гоголя»: «Посмотрите, достаточно хорошо сохранилась эта чернильница, которая по легенде принадлежала близким людям писателя. Здесь и песочница, и стаканы, а какой узор, рисунок на обороте! Это уникальная работа, которая займет достойное место в нашей экспозиции».
Вообще, одной из главных трудностей создания Дома Гоголя было отсутствие его собственных вещей. Гоголь не был богат и вел аскетический образ жизни. После его смерти осталось очень немногое, да и то вскоре исчезло. А когда в 1931 году советские власти решили вынести прах писателя из Свято-Данилова монастыря и перезахоронить его на Новодевичьем кладбище, среди партийной элиты, на кладбище происходили совсем уж безобразные сцены.
Владимир Воропаев, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор филологических наук: «Очень беспардонно вели себя советские писатели, которые принимали участие в эксгумации. На сувениры разобрали, на память — кто взял ребрышко Гоголя, кто позумент на туфли, кто пуговицы от сюртука, кто туфли… Но это говорит о нравственном облике этих писателей советской эпохи, их имена хорошо известны».
Кстати, череп писателя так и не нашли. Но многие склонны относить этот эпизод к тому мистическому, что окружало и до сих пор окружает имя писателя. Вот и музейщики могут рассказать, что, когда экспозиция монтировалась, то там, то тут что-то громыхало, какие-то вещи отказывались висеть на отведенных им местах, а звуки чьих-то шагов по ночам будили охрану… «
Увидев музей, кто-то скажет, что здесь многое придумано. Но музей, убеждены кураторы, это место живое, одушевленное: экспозиция не может и не должна молчать. А о Гоголе, чьи книги всегда современны, надо рассказывать современным языком и с использованием самых современных технологий музейного дела. Ведь это обычная картина во всем мире, когда рядом со старинными книгами соседствуют компьютерные технологии. Кстати, о книгах. Прижизненные издания Гоголя хранятся в уникальных фондах „Дома Н.В. Гоголя“.
— Вот, посмотрите, прижизненное издание гоголевского „Ревизора“ — раритетное издание, и как хорошо сохранилось!
В этом доме Гоголя обязательно будут читать. Вслух. Так же, как сам писатель в 1851 году, в этой самой парадной гостиной, читал своего „Ревизора“. Теперь гоголевский дом станет еще и большим читальным залом для всех, кто влюблен в настоящую литературу.