Адрес:
Ул. Неглинная, д.8/10

Схема проезда
СМИ

А ЧОЙ-ТО ТЫ В ГЛЯНЦЕ? Эта Золушка – родом из прошлого века

газета «Вечерняя Москва» 14 ноября 2006 г.

Александр ФИРЕР

Илл.: Екатерина БЕЛЯЕВА

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко открывается премьерой «Золушки» Сергея Прокофьева.

Случается порой, что один спектакль бросаются ставить многие театры. Так происходит сегодня с балетом «Золушка».

Недавно он был поставлен Юрием Посоховым в Большом театре. Через неделю столица увидит еще одну «Золушку» Жана-Кристофа Майо, приезжающую из Монте-Карло. И вот – «Золушка» Сергея Прокофьева в хореографии Олега Виноградова.

Музыка сложная, и поставить спектакль на нее не так-то просто. Олег Виноградов 42 года назад в Новосибирске создал балет-сказку, которую сегодня с незначительными изменениями и показывает как премьеру. Постановка иллюстративная, с красочными декорациями Валерия Левенталя. Получился псевдокрасивый спектакль для детей 8–12 лет, хотя и пятилетние тоже не расстроятся.

Режиссуры тут особой нет. Одна фабула. Никакого тебе психологического роста персонажей. Не улавливаются и танцевальные кульминации, диктуемые музыкой. Даже знаменитый вальс удалось поставить без пульсаций. И вовсе нет нужды в трех затянутых действиях и двух антрактах – зачем, когда интриги нет и всю эту историю знаешь наперед. Каждый поворот балета известен и предсказуем. И тут тебе не посулят стереофантазии, а подадут очевидный глянец.

В спектакле Виноградова в избытке мест, которые можно было бы бескровно купировать. Да и современным детям не «жвачку», а живой театр и экспрессию подавай. Все сегодня динамично: письмо идет по Интернету всего минуту.

Придя в театр, хочется, чтобы прямо на твоих глазах что-то все-таки происходило, разворачивалась история. Тут же характеры персонажей абсолютно не прорисованы. Карикатурно кривляются все – не только Кривляка, но и Злюка, мачеха, король, танцмейстер, придворные и гости на балу.

Все персонажи, словно Гамаши из балета «Дон Кихот», – «ходульные» экземпляры из марионеточной табакерки с Феей-церемониймейстером. Конферанс Феи смахивает на повадки Мирты, а любовное адажио Золушки и Принца родом из «Жизели».

Хореографически спектакль смотрится как ознакомительное задалбливание юному зрителю азбучных движений классического танца.

Движения клонируются. Если и делается какое-то па, то всеми, если кидают батман – то выше и выше, а если наступает время крутить фуэте, то – до упада, пока музыка не кончится. Показаны все возможности человеческой ноги. Принц же выполняет обязательную программу: и два круга жете, и большой пируэт, и прыжки с поджатой ногой на одном месте, и много еще кое-чего другого. А чтобы лишний раз Принц не остался с Золушкой в волшебном лесу наедине, к ним хореограф присоединяет похожие на героев пары, словно это их «альтер эги».

Артисты стараются. Кордебалет труппы, несмотря на долгие скитания, – в хорошей форме.

Блистают молодые артисты. Золушка Натальи Сомовой щеголяет прекрасными физическими данными, технично танцует и проводит естественно игровые мизансцены. Из Михаила Пухова Принц-интеллектуал, коим был участник первой постановки Никита Долгушин, не получился.

Однако весь джентльменский набор мужского класса он демонстрирует в балете сполна.

Итак, новый театр постановку 1964 года для детей уже воскресил. Но есть надежда, что для взрослых подберут что-нибудь посовременнее.