Адрес:
Ул. Неглинная, д.8/10

Схема проезда
СМИ

ДОБРЫЕ ГЛАЗА НА АРБАТЕ. Государственному академическому театру им. Евг. Вахтангова сегодня исполняется 85 лет

газета «Вечерняя Москва» от 13 ноября 2006 г.

Наталья ИГОРЕВА

Илл.: ФОТОТЕКА «ВМ»

Именно 13 ноября 1921 года на театральной карте Москвы появилась Третья студия МХТ, ставшая впоследствии Театром имени своего основателя и руководителя Евгения Вахтангова.

Сегодня в своем общем доме на Арбате соберутся те, кто служит театру верой и правдой – и на сцене, и вне ее. Рубен Симонов готовит капустник с участием молодых. Но придут и легендарные ветераны – Яковлев, Борисова, Этуш, Максакова, Купченко… Конечно, вспомнят основателя – Евгения Вахтангова, который еще в 1913 году начал руководить Студенческой драматической студией. Молодые и дерзкие решили заниматься по системе Станиславского. А 30-летний актер и режиссер Художественного театра Вахтангов слыл в Москве лучшим педагогом по «системе».

Ахтунг: ему было важно, не какими актерами станут его ученики, а какими людьми. Он принес из Первой студии МХТ от Льва Сулержицкого идею нравственного совершенствования.

Вахтангов мечтал о своем театре, маленьком и уютном, где «милые лица. Добрые глаза. Трепетные чувства. Все друг другу друзья. Нежно, осторожно подходим к душе каждого. Бережем. Честные и любящие. Чувствующие святость. Ничего грубого. Ничего резкого».

«Служение добру» продолжилось и спустя несколько лет, когда студия стала главным делом его жизни. Он ввел понятие «студийности» как «святости». И не терпел предательства, когда от него уходили – переживал и болел. В 20-м году его студия была принята в семью МХТ под именем Третьей студии. Но его «фантастический реализм» не пришелся ко двору классиков сцены. Разрыв с боготворимым Станиславским и уважаемым Немировичем-Данченко был сродни уходу из семьи любящего сына.

Но в воскресенье, 13 ноября 1921 года, все-таки открылся постоянный театр Третьей студии МХТ по адресу: Арбат, 26, – там, где Театр им. Вахтангова находится и поныне. Но тогда это был особняк Берга, в котором студия сделала основательный ремонт.

В честь открытия давали «Чудо святого Антония». Этот день и стали считать днем рождения Вахтанговского театра. Но насладиться творческой свободой в полной мере Вахтангов не успел: жизненные силы его уже были на исходе.

Двадцать седьмого февраля студийцы уже без него сдавали свою работу Художественному театру. Вахтангов смешал легкого Гоцци с высокопарным Шиллером, и его актеры уже не «играли в театр» – их искренность была безусловна.

Говорят, зрители знаменитого первого представления хохотали, не останавливаясь, непрестанно слышались аплодисменты. А в антракте Станиславский взял извозчика и поехал поздравить Вахтангова (тот лежал один в пустой темной квартире). Второй акт задержали в ожидании возвращения Станиславского. После спектакля он снова позвонил Вахтангову, чтобы передать свое восхищение. Михаил Чехов, вскочив на кресло, провозгласил: «Браво Вахтангову!» – вызвав в зале бурю восторга. Это был триумф – причем универсальный: и у интеллигентной публики, и у разночинцев, и у нэпманов. Потом вышли духи «Принц Калаф», на вечеринках повсюду танцевали под вальс «Турандот» – спектакль знали все.

После этого в театре была эпоха Алексея Попова, Бориса Захавы, Бориса Щукина, Бориса Бабочкина, Рубена и Евгения Симоновых, наконец, Михаила Ульянова. С сентября 1987 года он руководит коллективом и несет личную ответственность и за успехи, и за провалы.

Сегодня в репертуаре более двадцати спектаклей, в которых играют как корифеи, так и талантливая молодежь, которая уже успела засветиться на кино- и телеэкране: Владимир Вдовиченков, Нелли Гришаева, Максим Суханов… А впереди – новые высоты. Владимир Иванов поставит спектакль «Квартал Тортилья-Флэт» по одноименной повети Дж.Стейнбека. Павел Сафонов – «Глубокое синее море» по пьесе Теренса Рэттигана. 85 – это ведь для классиков не возраст.