Федор Рындин: «Балетная жизнь столицы не ограничивается Театральной площадью…“
АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ
Культура 27.07-02.08.06 г. N29
Беседу вела Элла ГЕНИНА
Эрмитаж» — один из самых живописных городских парков центра Москвы. Летними вечерами сюда спешат не только отдохнуть в его тенистых аллеях, но и посетить балетный фестиваль, который проходит в Театре Новая Опера. Наш собеседник — Федор РЫНДИН, генеральный продюсер продюсерской компании «Театр Медиа», организатор «Летнего фестиваля балета».
— Как родилась идея фестиваля и кому она принадлежит?
— «Летнему фестивалю балета» два года. В прошлом году мы проводили его на сцене Молодежного театра с участием Русского Национального балета Сергея и Елены Радченко и балетной труппы Детского музыкального театра имени Наталии Сац. Как любой проект, наш фестиваль набирает обороты, выходит на новый уровень, ищет разнообразия форм. Поэтому в этом году мы что-то поменяли. Например, состав участников и сценическую площадку. Проект был задуман командой, в которую кроме меня входит бывший известный журналист, мой партнер и сопродюсер Иван Воронцов; танцовщик, экс-солист Большого театра, бывший заместитель генерального директора Большого театра Семен Кауфман и PR-директор Ирина Ускова, у которой за плечами багаж политического пиара, что, кстати, нам помогает: она способна посмотреть на ситуацию свежим взглядом, предложить инновационные идеи.
— Какие коллективы участвуют в фестивале этого года?
— Когда мы придумывали фестиваль, то формулировали идею так: сделать все возможное, чтобы театральная жизнь в Москве летом не замирала, и доказать, что кроме Большого, Мариинского, Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко существует еще немало достойных коллективов, которые живут, развиваются, выпускают интересные спектакли. Среди участников — Театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василева, Имперский Русский балет Гедиминаса Таранды и балетная труппа Детского музыкального театра имени Наталии Сац, которую недавно возглавил Владимир Кириллов.
— В фестивальной афише — «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», «Жизель» и «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта» и «Золушка», то есть редакции классических балетов. В этом тоже ваша принципиальная позиция?
— Да. Мы стараемся познакомить зрителей с классикой и дать возможность убедиться в том, что на Театральной площади хореографическое искусство не заканчивается, что классический балет живет в своих самобытных формах и в других театрах.
— Несомненно, вы даете глоток свежего воздуха театрам непростой судьбы, дарите им возможность выступать два летних месяца на престижной площадке центра столицы. Но все-таки эти коллективы предлагают классику второго плана, а не ее образцы.
— Образец классики — понятие достаточно условное.
— Согласна, но в «Лебедином озере» как минимум должно хватать лебедей, и хореографический текст не должно изменять под меньший состав кордебалета?
— Вы, наверное, давно не бывали на этих спектаклях. В «Лебедином» - полный состав лебедей и во всех балетах — уважительное отношение к традициям. Я не согласен, что это коллективы второго плана. Кто оценивает качество? Критики? На мой взгляд, за последние годы театральная критика во многом сдала свои позиции. Раньше, еще десять лет назад, на следующий день после премьеры можно было открыть газету и прочитать аргументированную историческими фактами статью. Таких рецензий ждали. Сегодня в СМИ в основном появляются отзывы, написанные согласно принципу: нравится мне лично или нет, а о многих театрах не пишется вовсе. Поэтому я считаю, что сегодня определить значение спектакля способна только публика. Я сам сижу в зале, среди зрителей, которые купили билеты, это — не приглашенные гости. И когда на каждой перемене декорации в зале раздается взрыв аплодисментов, когда дирижера приветствуют пять минут, а солиста овации встречают не только на финальных поклонах, а после каждой вариации и адажио, то понимаю, что публике эти спектакли и эти театры нужны. Нисколько не умаляю заслуг театров, которые принято считать коллективами первого плана. С огромным уважением к ним отношусь, сам вырос в театральной семье, связанной с Большим театром, но для меня труппы, которые ежедневно танцуют в Новой Опере — это очень хорошие коллективы. И все они живут непросто. Театр Василева и Касаткиной обречен на скитания, до сих пор не имеет своей сцены, хоть и является государственным коллективом. Как на самоокупаемости существует Имперский Русский балет — коллектив частный, известно только Гедиминасу Таранде, чья деятельность заслуживает уважения. Как и работа Владимира Кириллова, который с труппой, танцующей кошечек и собачек в сказках, сумел достойно поставить «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». И мы даем возможность зрителям увидеть искусство равноправных участников творческого процесса, который происходит в стране.
— Ваш фестиваль адресован гостям столицы?
— В прошлом году большинство зрителей составляли приезжие, но не только иностранцы. Москву летом посещает немало туристов из России. Москвичи тоже с удовольствием приходят на наш фестиваль, появились даже постоянные зрители. Статистика этого года показывает, что число москвичей, посещающих фестиваль, фактически сравнялось с числом туристов. Считаю это положительным фактором.
— Почему вы решили покинуть уютную сцену РАМТа?
— Спектакли фестиваля проходят в сопровождении оркестра, а в старинном Молодежном театре маленькая оркестровая яма, и в прошлом году мы вынуждены были ограничивать состав музыкантов.
Оркестровая яма Новой Оперы позволяет проводить такие спектакли, как, например, «Спартак», ведь сложная музыка Хачатуряна требует большого числа оркестрантов. Балеты на музыку Стравинского и Римского-Корсакова тоже нуждаются в полном оркестровом составе, не менее 85 — 100 музыкантов. К тому же Новая Опера — театр современный, но построенный в классических канонах, а мы, как уже было сказано, пропагандируем именно классический балет в его развитии. Да и сам сад «Эрмитаж» — сказочное место, особенно летом.
— С каким оркестром вы работаете?
— Уже второй год сотрудничаем с Симфоническим оркестром России и его художественным руководителем Вероникой Дударовой. Несмотря на почтенный возраст, а этой удивительной женщине в конце года исполнится 90 лет, она проводит репетиции и спектакли, стоит за пультом по три часа, ездит на гастроли.
— Мы живем в условиях рыночных отношений, поэтому каждый проект должен окупаться. Какие средства составляют основу фестивального бюджета?
— Денег нам никто не дает, несмотря на то, что мы стучались в двери разных московских и федеральных организаций. Не получая никакой поддержки от государства, вынуждены работать на коммерческой основе. Имеем только то, что заработали. Тем не менее не снижаем планку качества и стараемся не изменять художественному вкусу. Хотя наш слоган: «Хранить национальное достояние» — кому-то кажется высокопарным. Мы используем кредитные инвестиционные средства, которые по окончании фестиваля отдаем. Не могу сказать, что мы зарабатываем баснословные деньги, но никто из нас и не ставил такой цели. Концы с концами пока сводим.
— Не жалуетесь ли на посещаемость спектаклей? Какова стоимость билетов?
— Летом редко театры бывают переполнены. В среднем заполняемость зала на фестивальных показах не ниже 70 процентов. Билеты стоят от 700 до 2000 рублей. Это позволяет заплатить гонорары коллективам и за аренду театра.
— Как вы видите будущее фестиваля?
— На следующий год хотим пригласить ряд самобытных российских трупп. Мне кажется, это должно вызвать большой интерес.
— Нет ли перебора в том, что одновременно в летней Москве проводятся два балетных фестиваля?
— Проект, в котором принимают участие Русский национальный балетный театр, руководимый Владимиром Моисеевым, и Театр классического балета Виктора Смирнова-Голованова, называется «Летние балетные сезоны» и проходит на сцене РАМТа. Никому не кажется странной ситуация, когда в активный сезон параллельно в Москве ежедневно идет несколько балетных спектаклей и проводится несколько музыкальных фестивалей. К тому же здоровая конкуренция никогда никому не мешает.
— Как складываются отношения продюсера и творческих работников? На сегодняшний день это актуальная проблема.
— Этот вопрос встречается нередко, и он — свидетельство ложного отношения к продюсеру, сформировавшегося в нашей стране в постперестроечный период. Меня всегда учили, что не артист существует для организаторов, а продюсер существует для артиста, и вместе они работают для публики. Задача продюсера — помочь театрам, а не выколачивать деньги из артистов, гоняя их по пять раз по сцене. Самое главное — создание комфортных условий существования исполнителя в проекте. Ведь каждый артист — человек творческий, ранимый, к каждому нужен индивидуальный подход и прежде всего доброжелательность.
— Какие проекты ваше агентство планирует осуществить в ближайшем будущем?
— Осенью Роману Виктюку исполняется 70 лет, и мы вместе с ним делаем юбилейный спектакль «Масенькие супружеские преступления» по пьесе польского драматурга Габриэль Запольской, известной нашему зрителю по пьесе «Мораль пани Дульской». Также приступили к подготовке юбилея Вероники Дударовой.