Адрес:
Ул. Неглинная, д.8/10

Схема проезда
СМИ

Ищите варианты. Прокат перед лицом частников и государства

Современная отечественная кинематография стремится вернуть себе ту славу и авторитет, которые были у нее в прежние годы, и даже превзойти былое. Прогнозируют, что через несколько лет в России будет выпускаться свыше 200 фильмов, появится три тысячи современных кинозалов. В чьих же руках, государственных или частных, окажется столь важная сфера — кинопрокат?

Кинобум

Публика вернулась в кинотеатры, строятся новые кинозалы, родные фабрики грез оживились — в общем, началось время «большой жатвы». В прошлом году кассовые сборы от проката кино составили в России 380 миллионов долларов. Нынешний «бокс-офис» предполагается и вовсе рекордный — 550 миллионов «зеленых». Конечно, до США, где совокупный доход от кино измеряется миллиардами, нам еще далеко. Зато такой положительной динамикой, как у нас, мало кто в мире может похвастаться. А поскольку зрительский потенциал в стране огромен, то с увеличением количества экранов будут множиться и сборы. По прогнозам, в этом году будет продано уже 100 миллионов билетов!

Сергей СЕЛЬЯНОВ, продюсер, независимый прокатчик:

— Зритель нас радует. Он действительно хочет смотреть русское кино. Чтобы иметь возможность его воспроизводить, нам нужно, чтобы деньги в кино возвращались. Ну и просто нужно, чтобы его смотрели, даже безотносительно денег. Уже за некоторые русские фильмы идет борьба на прокатном рынке, потому что в них просматривается явный коммерческий потенциал.

Именно отечественные ленты лидировали весь последний год по кассовым сборам. А «9 рота» Федора Бондарчука, собравшая 27 миллионов долларов, стала абсолютным рекордсменом за всю историю постсоветского кинематографа. Тем не менее кричать «ура» и в воздух чепчики бросать рановато. Ибо из 320 игровых картин, которые шли в российском прокате в минувшем году, наших, национальных, было всего 12 процентов.

Леонид ОГОРОДНИКОВ, председатель совета директоров ООО «СП КАРО»:

— Мы прежде всего обращаем внимание на коммерческую целесообразность и коммерческий потенциал фильма и, исходя из этого, выбираем. К моему удовольствию, сейчас в России снимается уже немало картин коммерчески привлекательных. Поэтому вы можете видеть у нас в кинотеатрах все больше и больше российского кино.

Прошлой осенью в этой компании создали отдельное подразделение для проката отечественных фильмов. Увы, это не изменило ситуацию кардинальным образом. «КАРО», будучи дистрибьютором студии «Warner Brothers», продолжает рьяно выполнять свои обязательства перед ней. То есть по-прежнему пичкает российских зрителей чужим кино и подпитывает заокеанскую киноиндустрию. А ведь нынче у нас в стране выпускается фильмов даже больше, чем в Российской Федерации в советские времена. Сейчас в запуске находится свыше ста только игровых картин, не говоря уж о документальных, анимационных. Однако заранее известно, что лишь немногим из них повезет с прокатом. И зачем тогда тратить государственные деньги на производство работ, львиная доля которых не попадает на киноэкран?

Виктор ГЛУХОВ, глава государственного ОАО «Роскинопрокат»:

— Если из ста фильмов процентов 15 — 20 дойдет до экрана, это очень хорошо. Остальные же выходят на DVD, региональном и центральном телевидении. Да, деньги все не возвращаются. Но ведь и не стоит задача — с каждого фильма вернуть все затраченные средства.

Анна ПЕНДРАКОВСКАЯ, генеральный директор ГУП «Московское кино»:

— Если государство выделяет деньги на производство кино, то необходимо иметь структуру, обеспечивающую возврат средств, а также необходимо иметь свои киноплощадки. Собственно, с этой целью и создавалось «Москино». И мы хотим сделать так, чтобы все фильмы, которые выпускаются в стране, могли быть показаны в кинотеатрах нашей сети. Потому что только сам зритель, сама жизнь расставит на свои места, что отомрет, что успешно, что нет.

В любом случае наш кинематограф уже начал сопротивляться экспансии Голливуда. Но одновременно с этим пошел и другой процесс: стал нарастать нажим частного капитала на государственный кинопрокат внутри страны.

Частный капитал наступает

То, что кинобизнес здесь и сейчас — золотая жила, первыми в конце 90-х поняли частные предприниматели. Поначалу они брали у города кинотеатры в долгосрочную аренду и реконструировали их. Затем взялись строить новые кинозалы, а потом у них родилась сетевая идея. Нынче самой мощной в стране является сеть «КАРО-фильм», созданная тремя партнерами, двое из которых по образованию — инженеры-пищевики. Сегодня в «КАРО» входит три десятка кинотеатров, в основном московские.

Л.ОГОРОДНИКОВ: — Мы перестраивали «Пушкинский», делали из него концертный зал. Новое кинооборудование установили, скорее, просто так. После того как провели несколько концертов, у нас образовалось окно, и мы решили закрыть его фильмом «Ромео и Джульетта». Затем посмотрели на финансовые результаты того и другого и пришли к мнению, что кино крутить интереснее. Нам показалось это довольно перспективным делом, мы за него взялись, и у нас кое-что получается.

Своевременно прибрав к рукам лучшие кинозалы столицы, частники стали делать деньги на американском кино. К российским фильмам они относились как к продукции низшего сорта и показывать их не желали. То есть, придись начало творчества Андрея Тарковского на этот период, его «Иваново детство» на экраны коммерческих кинотеатров точно бы не попало.

С.СЕЛЬЯНОВ: — Присутствие русского кино на экранах — очень важный вопрос. Сохранение нации и укрепление, ее собирание в существенной степени связано с кинематографом. Когда по всей России в день выходит русский фильм, то люди идут и чувствуют, что они живут в этой стране. То, что в целом американская идеология доминирует на территории нашей страны, не совсем правильно, но это не только к кино относится. Государство должно тонко и грамотно разруливать эту ситуацию.

Однако ситуацию пустили на самотек. И миллионы юных сограждан попались на крючок нашего безответственного частного бизнеса, сделавшего из них фанатов, а заодно и доноров Голливуда. Ведь часть денег от проката заокеанской продукции возвращается назад и вкладывается в новые блокбастеры. В общем, благодаря недальновидности государства и стараниям частников на чужой идеологии у нас выросло целое поколение. Бизнесмены от кино неслабо постарались, чтобы наша молодежь не нуждалась в культуре своей страны.

Останутся ли государственные кинотеатры?

В постперестроечные годы, когда наша кинематография впала в коллапс, государство с радостью скинуло с себя лишнюю обузу, отпустив кинопрокат на вольные хлеба. Однако впоследствии, увидев, сколь бурно начала развиваться эта отрасль, схватилось за голову. И в 2001 году указом Президента России была создана компания «Роскинопрокат», в задачи которой входило строительство и реконструкция кинотеатров, прокат фильмов и выпуск кинотеатрального оборудования.

В.ГЛУХОВ: — Мы долго бегали по министерским кабинетам, тратили силы и время, чтобы президентский указ был выполнен. Однако имущественного комплекса, на котором могло бы развиваться государственное акционерное общество «Роскинопрокат», так и не имеем до сих пор. К сожалению, в нашей стране не всегда получается то, что запланировано и написано на бумаге, реализовать.

То есть государство, создав «Роскинопрокат», можно сказать, бросило его на произвол судьбы. После указа Президента не последовало постановления правительства, предусматривающего инвестиции для развития этой структуры и присоединения к ней нужных предприятий. Выполнение поставленных задач оказалось госкомпании не под силу. И тогда Глухов со товарищи начали искать инвесторов среди предпринимателей. В итоге этого альянса зрители Белгорода, Сыктывкара, Кирова, Чебоксар получили обновленные кинотеатры.

В.ГЛУХОВ: — За это время нам удалось перестроить 4 кинотеатра. Все средства на ремонт мы были вынуждены привлекать частные или кредитные. Кредиты брать под собственные оборотные средства или имущество «Роскинопрокат» не может, поэтому мы брали их за счет частных компаний. Процесс идет крайне тяжело. Московские деньги найти для регионов очень трудно.

В самих регионах и подавно. Например, в Смоленске есть тезка московского «Октября». Кинотеатр находится в огромном здании с уникальными потолками. Но за полвека без капремонта от былой роскоши там остались лишь следы. А инвесторы посягают исключительно на само здание, желая перестроить его во что угодно, кроме кинотеатра. То есть борьба за кинособственность, которая идет в Москве, до глубинки России еще не дошла. Однако это явно не надолго…

Л.ОГОРОДНИКОВ: — Пока нам Москвы было достаточно, но мы понимаем, что если не будем развиваться, то со временем придется туго. Поэтому у нас есть региональные планы, и мы уже вплотную занялись регионами.

Самым же значительным проектом, реализованным «Роскинопрокатом», стал мультиплекс «Пик», открытый прошлой весной в центре Санкт-Петербурга. Этот восьмизальник на 1160 мест был построен за счет частных инвестиций, а госкомпания выполняет там функции оператора. По той же схеме, привлекая деньги инвесторов, она строит еще два шестизальника. В Москве и Астрахани. Так что теперь с появлением своих экранов В.Глухов уже может разговаривать с частниками на равных. Раньше же ему приходилось упрашивать монополистов показать картины, переданные «Роскинопрокатом» для проката. Иногда госструктура даже покупала экранное время в коммерческих кинотеатрах, оплачивая гарантийный минимум.

В столице ситуацией с прокатом озаботились еще 10 лет назад. За две пятилетки Московское правительство приняло несколько постановлений по реорганизации городского кинопроката. Однако из-за отсутствия четкой политики каждое новое постановление в немалой степени противоречило предыдущему. Более того, параллельно выходили другие документы, которые особо не афишировались. В итоге 27 кинообъектов оказались перепрофилированы. Скажем, в «Новороссийске» прописался Центральный дом предпринимателя; «Перекоп», «Пионер», «Буревестник», «Кишинев», «Прогресс» и так далее передали деятелям искусства. 39 кинотеатров отдано в долгосрочную аренду частникам и один ( «Октябрь») — тем же частникам в управление.

В 2002 году в Первопрестольной задумали воссоздать кинематографию как отрасль городского хозяйства, для чего образовали государственное унитарное предприятие «Московское кино», куда для организации столичной киносети отписали 53 кинообъекта. Однако теперь стало понятно, что ГУП «Москино» выполнял прежде всего роль мусорщика, который должен был расчистить завалы. Процесс юридического и фактического присоединения кинотеатров шел архитрудно, ибо многие директора кинотеатров, привыкшие к вольнице, подчиняться решению городских властей не желали. Кто-то стал скрываться, кто-то судиться, кто-то нанял ЧОП для защиты своего хлебного места.

Я сама сделала рейд по кинотеатрам, не желавшим вступать в «Москино». Например, в «Ригу», где стояла частная охрана, мне удалось пройти только вместе с женщинами, которые шли на собрание секты. Оказалось, что из кинотеатра устроили пристанище для сектантов. По своему прямому назначению он давно не работал. Директор превратила его в собственную вотчину и, видимо, в хороший источник дохода. Не так давно «Ригу» освободили от этой гражданки. Но, уходя, она прихватила с собой все, кроме стен. А секта «Слово жизни», некогда пригретая ею, переместилась в «Марс», где тоже неизвестно чем занимаются в последние годы. У особы, которую я встретила при входе, мой вопрос: «А что сейчас находится в этом здании?» — вызвал удивление, смешанное с агрессией. Впечатление было такое, будто я ошиблась адресом и попала на объект стратегического значения.

А.ПЕНДРАКОВСКАЯ: — Директора кинотеатров жили как рантье, сдавая имущество в аренду, не выполняя свою основную уставную деятельность: не осуществляя кинопоказ. Есть кинотеатры, где залы разобраны (там проводились дискотеки) или залы которых использовались под склады. И если директор кинотеатра ведет себя как маленький хозяйчик и не выполняет постановления, то мы вправе применять те резервы, которые есть у государства для управления своим имуществом. Кино — это очень большая статья дохода, и использование имущества тоже должно быть рациональным.

Считается, что сейчас в Москве 124 кинотеатра наследство от советской власти она получила 136). Но несмотря на то что 84 из них де-юре принадлежат городу, де-факто у него всего 44 кинообъекта (причем во многих, скажем в «Бородино», «Одессе», «Востоке», «Марсе», кинопоказа нет с незапамятных времен).

В феврале этого года вышло очередное Постановление (№ 124-ПП) «О дальнейшем развитии кинопоказа в городе Москве и совершенствовании системы его управления в целях защиты имущественных интересов города». В соответствии с ним все кинохозяйство столицы решили разложить по полкам. 40 кинотеатров (те, что арендованы частниками и отданы им в управление) должны войти в ГУП «Объединенная дирекция по управлению имущественным комплексом киносетей». 11 кинообъектов передаются в ведение префектур и 33, из коих лишь 20 останутся в государственной сети «Москино», — в ведение Комитета по культуре. Между тем «Московское кино» успело присоединить уже 27 кинотеатров. В том числе хорошо отреставрированные «Космос», «Керчь», «Ашхабад». Но теперь эти три современных кинообъекта у него отбирают и передают в «Объединенную дирекцию…», под крышей которой будут находиться частники. Получается, что один ГУП — для богатых, а другой — для бедных, ибо в нем остаются лишь кинотеатры советского типа, где нет ни раздевалок, ни попкорна…

А.ПЕНДРАКОВСКАЯ: — Из присоединенных нами кинотеатров в 13 требуется ремонт, а в 14 показывают кино. Мы подумали: чем же они могут привлечь зрителей? Невысокой ценой билетов? Но если человек хочет получить удовольствие, он заплатит еще рублей 50 и пойдет к частникам. Шаговой доступностью? Да, для пожилых людей, мам с детьми это, конечно, играет роль. Однако для молодежи расстояние особого значения не имеет. Поэтому мы решили поступить так: найти для каждого кинотеатра свою концепцию. И теперь «Свобода» специализируется на ретрокино, «Тула» - на детском, «Спутник» — на историческом, «Таллин» — на документальном и так далее. Я думаю, что люди туда поедут и из других концов столицы.

В кинотеатрах этой сети ввели и другое новшество: теперь фильмы показывают даже для одного-единственного посетителя. Тем не менее в конкуренции за зрителей, бесспорно, побеждают мультиплексы. Еще лет пять назад развлекательные центры типа «Атриума» на Курской, где работают 9 залов и где можно смотреть фильмы даже ночью, россияне видели, только выезжая на Запад. Скромное обаяние буржуазии было нам недоступно. Теперь такие комплексы в стиле хай-тек для Москвы и Питера не диковинка. Вот и «Пушкинский» собираются перестроить в мультиплекс. Кстати, «карошники» давно мечтают о приватизации кинотеатров, которые находятся у них в аренде, и постоянно лоббируют этот вопрос в Правительстве Москвы. Более того, им не дает покоя хозяйство ГУП «Москино», и они выступают с предложениями, касающимися чужих объектов. Спрашивается: зачем компании «КАРО» это нужно?

Л.ОГОРОДНИКОВ: — Ну потому, что воз и ныне там с того момента, когда было выпущено постановление о создании ГУП «Московское кино». И нас, естественно, озаботило это. Стоит куча зданий в центре Москвы, пустых. В некоторых, правда, уже есть арендаторы, а некоторые так и стоят пустые. Мы хотим помочь их отреставрировать. Если мэр примет наше предложение, мы будем работать в этом направлении.

Я постаралась узнать, что думает на сей счет Юрий Лужков.

Юрий ЛУЖКОВ, мэр Москвы: — Я думаю, что если это выгодно москвичам, если выгодно бюджету города и несет в себе цель развития кинопоказа, в первую очередь отечественного, — да, это можно делать.

— Но это не значит, что кинотеатры, входящие в ГУП «Московское кино», будут постепенно переходить в частные руки?

— Не значит, конечно. Но если появляются хорошие инвесторы, которые говорят, что устаревшие однозальные кинотеатры они готовы перестроить в современные, давайте мы вместе поработаем, вместе найдем выгодные условия. Нужно развивать все. Если есть возможность развития в государственном ключе — развивайте, если нет возможности — ищите варианты.

А.ПЕНДРАКОВСКАЯ: — Государство должно иметь возможность показывать и осуществлять свои программы. Если у него не будет собственной киносети, то получится так, как произошло два года назад. Тогда кинотеатры, входящие в частные сети, отказались предоставить экраны под фестиваль «Московская премьера», одним из учредителей которого является столичное правительство. Не захотели — и все! А в прошлом году, когда наш ГУП «Москино» проводил фестиваль «Эшелоны Победы», мы уже смогли показать в кинотеатрах Москвы 350 картин, посвященных Великой Отечественной войне. Вот вам, пожалуйста, сравнение.

С.СЕЛЬЯНОВ: — Весь кинобизнес должен быть в частных руках, тогда он будет эффективным. Государство — неэффективный собственник во всем, что касается, ну, такого, в общем, небольшого сегмента. Можно говорить о железной дороге — это другой вопрос. А интертейнмент, индустрия развлечений, к которой в принципе относится и кинематограф, для государства скорее обуза, чем что-то иное. Поэтому я сторонник того, чтобы частная инициатива в кино имела решающий вес.

На пресс-конференции, которую устроили депутат Госдумы Алексей Митрофанов и директора кинотеатров, попавшие под жернова 124-го постановления, вопрос стоял так: «Останется ли в собственности Москвы хоть один кинотеатр?» Инициаторы этой встречи били в колокола. Они сообщили, что реорганизация столичной кинофикации сопровождается силовым захватом зданий, напоминающим военные операции в Чечне, и что насильственное объединение в «колхозы» проводится неспроста. По словам Митрофанова, эта коллективизация проходит, скорее всего, в интересах «КАРО», глава которого проговорился на одном из телеканалов о своих планах. В том интервью г-н Огородников сказал, что его компания планирует иметь в 2009 году 600 экранов по стране и большинство из них в Москве, ну а потом, возможно, они свой бизнес продадут и займутся чем-то другим. Митрофанов уверен, что никто не в состоянии построить за 3 года такое количество кинозалов, а значит, боссы «КАРО» рассчитывают на уже готовые объекты и, похоже, лелеют надежду, «подсобрав нужное количество экранов, приватизировать кинотеатры и затем „впарить“ их американской киносети». Но поскольку подобная стратегия вступает в противоречие с интересами нашего общества, депутат Госдумы призвал мэра Москвы лично разобраться в ситуации с кинотеатрами и не допустить их продажи или безвозмездной передачи в руки коммерсантов. В противном случае, подчеркнул он, это станет непростительной ошибкой как в социальном, так и в политическом плане. Никто не возражает и против того, чтобы частники строили новые кинозалы и ремонтировали старые, неэффективные. Однако работающие кинотеатры должны находиться в руках государства — таков был основной пафос участников пресс-конференции.

В конце года планируется заседание Московского правительства по вопросам кинофикации. Тогда, наверное, и станет ясно, в чьих руках, государственных или частных, суждено оказаться отечественному кинопрокату (понятно, что если передел кинособственности начнется в Москве, то дальше он пойдет по всей России).

 

Газета Культура от 24 августа 2006 г.

Тамара МАРТЫНОВА

Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ