Адрес:
Ул. Неглинная, д.8/10

Схема проезда
СМИ

Из руин рождаются дворцы. Но кому-то интереснее пыль истории

газета «Московская правда» 20 сентября 2006 г.

Василий СЕДАКОВ

Среди столичных эстетов, занимающихся проблемами реставрации древних памятников архитектуры, не затихает извечный спор на тему: как их возрождать «правильно»? Одни предлагают молиться на руины, как язычники на каменных идолов, не трогать их «первозданность», орошать мох, траву и плесень на «графских развалинах». Другие — создавать из руин красоту, возрождать величие дворцов, храмов, особняков, сохраняя прежние контуры изящной архитектуры. То есть делать из омертвевших памятников полноценные функциональные строения, обновляя их современными коммуникациями, давать им новую жизнь. Таких возрожденных, отреставрированных зданий, архитектурных памятников, которые не только украшают облик города, но и работают на благо людей, в Москве немало. Это и Останкино, и Кусково, и Кузьминки, и Коломенское, и Лефортово…

Споры о том, как именно возрождать Царицыно, велись давно. В отношении этого архитектурного ансамбля XVIII века у реставраторов возникает немало вопросов. В свое время к его строительству приложили руки два знаменитых гения архитектуры — Баженов и Казаков. Василий Баженов создал в Царицыне в стиле псевдоготики такие шедевры, как Оперный дом, Малый дворец, другие уникальные объекты — Большой дворец и Большой Кавалерийский корпус, позднее снесенные по приказу императрицы Екатерины Великой.

Его ученик Матвей Казаков отстроил на месте разрушенного Большого дворца новый, роскошный, в готическом стиле. Синтез культур наблюдался в строительстве беседок, мостов, разбивке пейзажных парков, воссоздании экзотических руин со звучными поэтическими названиями Арка-руина, Башня-руина.

Но надо отметить, что проекты ни того, ни другого зодчего не были реализованы полностью, поскольку не могли в полном объеме удовлетворить вкус своенравной царицы. После смерти Екатерины, в 1796 году, финансирование строительства летней царской резиденции было прекращено, что привело к постепенному разрушению построек. На протяжении веков царицынские дворцы и павильоны представлялись людям таинственными руинами под сенью ветвей запущенного парка. Реставраторы не брались всерьез за восстановление памятников. Восстанавливать Царицыно по проекту Баженова было затруднительно, потому что это потребовало бы снести нынешние «казаковские руины».

Проекты реставрации создавались и обсуждались еще в 80-е годы прошлого столетия, но, как тогда нередко случалось, дальше разговоров дело не пошло. На деле же в советские времена постройки архитектурного ансамбля использовали под клуб, музыкальную школу, а в Хлебном доме до начала 1970-х годов размещались коммунальные квартиры. Время же неумолимо разрушало былые творения зодчих. И все понимали: если срочно не отреставрировать и не восстановить их, дворцы и храмы превратятся в хлам. Понимали, но ничего не предпринимали.

Реальные дела начались лишь в 2004 году, когда Царицыно, после долгих споров, перешло из федерального подчинения в московское. В сентябре 2005-го решение о реставрации памятника было одобрено Общественным градостроительным советом при мэре Москвы.

Тогда-то вопрос о судьбе руин сдвинулся с мертвой точки. В Царицыне начались интенсивные реставрационно-строительные работы, которые сегодня идут полным ходом. Бесплодные споры о том, что «надо бы было сносить», а что «следовало бы оставить», уступили место реальным делам. Власти столицы пытаются не только восстановить Большой императорский дворец, но и создать на месте безнадежно запущенной усадьбы полноценный и совершенно уникальный культурно-рекреационный комплекс, превратив его в туристический центр и место отдыха москвичей.

В основе проекта восстановления Царицына лежит новаторский тип реставрации и реконструкции, который уже был ранее применен в Манеже. Проект предполагает сочетание и гармонию различных исторических и архитектурных технологий, позволяющих возродить на новой строительной базе первозданные внешние контуры памятника. Такой подход является данью памяти и уважения к истории города, к предкам, веками возводившим столицу.

Укрепляются фундаменты дворцовых сооружений, за зиму там будет налажено тепло- и водоснабжение, подключены коммуникации. Уже осенью 2006 года примет первых посетителей Хлебный дом, в котором после реконструкции появится атриум — характерный внутренний двор, перекрытый стеклянной крышей.

В 2007 году будут завершены все реконструкционные работы в Большом дворце, и он предстанет перед посетителями во всей величественной красоте. Предполагается, что в нем разместится музей с представительской функцией, наподобие Большого Кремлевского дворца в Кремле или Константиновского дворца в Стрельне. Парадные залы дворца будут стилизованы под апартаменты екатерининской эпохи — с плафонной живописью, резной мебелью, золотой лепниной. Главная тема — апофеоз царствования императрицы Екатерины Второй. Планируется создать портретную галерею «Цари и Царицыне». Знаменательно, что принять участие в оформлении дворца пригласили художников, которые блеснули самобытным талантом, оформляя храм Христа Спасителя. Помимо парадной анфилады, будут созданы и выставочные залы. Большой дворец и Хлебный дом свяжет подземный туннель, где разместятся кафе, магазины, санузлы и технические службы.

Утверждена планировка природно-исторического парка «Царицыно». Его территория будет разбита на заповедные участки, учебно-экскурсионную и прогулочную зоны, рекреационные центры. В состав комплекса войдут физкультурно-оздоровительная зона и прогулочная территория с экскурсионными маршрутами. Проект реконструкции предусматривает и восстановление уникальных, созданных более двух столетий назад, прудов. Один из них, реконструированный Верхний Царицынский пруд, планируется открыть в Международный день защиты окружающей среды.

Недавно в Царицыне побывал мэр столицы Юрий Лужков, который оценил ход реставрации в заповедном месте. По его словам, сейчас в здании Большого дворца идет очень сложная и масштабная работа. Строителям надо укрепить фундамент этого архитектурного комплекса, чтобы он простоял не одно столетие. Одновременно со строителями работают и археологи, чтобы не упустить ни одной детали тех времен далеких.

В ходе исследований и раскопок было сделано множество находок и даже открытий, которые существенно повлияли на проектное решение — в частности, подтолкнули реставраторов к идее создания подземных музейных стендов на местах раскопок. Решено оборудовать в полу специальные «окна», через которые можно будет рассмотреть фрагменты старинной кладки, увидеть находки археологов. Такой опыт есть в современном Лувре. Тот факт, что музей не был в свое время достроен, дает современным архитекторам некую свободу в принятии решений планировочного плана и позволяет использовать современные технологии.

Особо следует отметить, что в Царицыне запрещены все виды строительства, выходящего за рамки реконструкции архитектурных памятников. Столичные власти приняли по этому поводу специальное постановление. Предполагается, что в залах Большого дворца разместятся музейные помещения, в которых будут экспонироваться все культурные сокровища комплекса «Царицыно», до сих пор лежавшие в запасниках и не имевшие возможности увидеть свет.

Действия столичного правительства по реконструкции заповедника одобряют тысячи его посетителей. Это подтверждено социологическим опросом населения о том, надо ли оставлять руины в таком виде или нет. Народ признал: руины нельзя назвать украшением этого легендарного места.

Остается добавить, что если бы столичные власти решительно не взялись за дело, не предпочли пустой болтовне реальные дела, то руины еще долгое время может, и бесконечно) лежали бы бесхозным хламом и разрушались под аккомпанемент бесполезных споров. Миллионы людей никогда бы не увидели и не узнали всей прелести и красоты уникального наследия.