Адрес:
Ул. Неглинная, д.8/10

Схема проезда
СМИ

Каким быть саду «Эрмитаж»?

Мы живем в эпоху, когда даже рядом с усыпальницами героев могут, по официальному разрешению, хором спеть про то, как здорово, что все свои, наконец, собрались. Однако площадям все же предназначено быть скорее шумными, чем тихими. Но есть места, где шум и суета просто не имеют права подавлять до конца тишину иначе возникает неизбежно риск потери самобытности, которая отличает их от всего окружающего  даже не в одном городе, пусть необъятном и огромном, но и в целом мире. Я узнал недавно, что, проводя турне по СССР, Марсель Марсо ставил обязательным условием выступление в саду «Эрмитаж». Может быть, «великий молчальник», который больше всех на планете знал истинную цену уединению и тишине, верил в какую-то сопричастность и возможность общения с великими тенями. Стоит ли повторять – какие имена связаны с этим парком, или, как его сейчас именуют точно  памятником садово-паркового искусства? Впрочем, почему бы и не назвать хотя бы некоторых из тех, кто соприкасался с московским «Эрмитажем» или даже сделал тут какие-то очень важные в своей жизни шаги? Л.Н. Толстой, А.П.Чехов, С.В. Рахманинов, К.С. Станиславский, Ф.И. Шаляпин – наверное, величин этих достаточно, чтобы любой из тех, кто принимает решения по судьбе сада – будь то сам градоначальник или очередной директор – почувствовали «трепет пред лицом истории»…

Возможно, мое предисловие несколько затянулось. Но оно было необходимо, чтобы задаться одним основным и главным вопросом, касающимся судьбы уникального сада. Четко и точно вопрос сформулирован будет чуть ниже, а начать надо, наверное, с очевидного, того, что само невольно бросается в глаза.

Но вначале обязательно необходимо проинформировать читателя о том, что недавно приказом Комитета по культуре г. Москвы новым директором Государственного учреждения культуры «Городской сад «Эрмитаж» назначен Александр Бонзаков – человек на этом поприще не случайный, работавший первым заместителем директора парка «Сокольники». Появление нового руководителя, тем более, призванного со стороны, предполагает, естественно, наличие и свежего взгляда, и новых идей. Так вот, обходя с нынешним директором территорию, в один из первых дней после его назначения, я задал ему несколько вопросов, которые можно обобщенно сформулировать примерно так: соответствует ли сегодня внешний вид «памятника», доставшегося в наследство с дореволюционных времен, тем высоким представлениям, которые, в общем-то, обыденным «штилем» трудно даже передать?

-Ничего нового и неожиданного на территории сада «Эрмитаж» я не увидел,  ответил Александр Михайлович,  Те же торговые точки, как и везде,  вроде бы временные, но фактически функционирующие круглогодично. И не все имеют внешний вид, соответствующий месту, где они располагаются. Вообще, не вижу никакого стилевого своеобразия, которое должно отличать этот парк, от самого названия которого веет классицизмом, русской историей и нашими традициями. Думаю, должен быть разработан единый дизайн-проект, подчеркивающий стиль сада «Эмитаж», как памятника садово-паркового искусства.

Трудно не согласиться с этими рассуждениями специалиста. Но даже дилетанту, который задумает тут прогуляться, станет очевидно, что пока что этот сад еще далеко не «благоухающая территория», как назвал ее авансом прежний руководитель (статья «Как гусь «Эрмитажу дорогу перешел», в юбилейном спецвыпуске от 16 июля 2004 года). Редкие кустики живой изгороди, растущие, порой, словно в лесу, клумбы, навевающие грустные кладбищенские мотивы, незначительное число изделий малых архитектурных форм и скамеек для отдыха. Все это придется приводить в соответствие и поднимать на должный уровень новому директору вместе со всем коллективом сада «Эрмитаж».

По мнению Александра Бонзакова, арендаторы, которые до сих пор фактически не участвовали в благоустройстве сада «Эрмитаж», должны в будущем стараться оказывать посильную помощь уникальному для всей России объекту, это вписывается в концепцию парка, его уставные цели и задачи.

Проблем в саду «Эрмитаж» много. Например, шум концертов молодежных групп, ночных клубов и особенно корпоративных вечеринок тревожит жителей расположенных рядом домов. И здесь, как пояснил директор, трудно все оборвать одним росчерком пера. Большинство хозяйственных споров решается теперь не на административном уровне, как раньше, а в судах. Нередко формальная сторона перевешивает при этом здравый смысл, не говоря уже о таких тонких материях, как предназначение сада.

С предприятиями общественного питания, клубами и другими организациями, находящимися на территории сада заключены долговременные договора аренды, которые расторгнуть досрочно иногда просто невозможно, поясняет Бонзаков,  Естественно, что в дальнейшем администрация начнет более избирательно подходить к заключению подобных договоров. Это касается, конечно, и корпоративных праздников, и молодежных концертов. Но уже сейчас в Комитете по культуре города принято решение об установке специальных экранов, которые в значительной мере оградят жителей окрестных домов от шума. Шумовые экраны в эти дни уже проектируются, и, думаю, что в нынешнем году будет проведен конкурс по определению подрядчика.

Кстати, известно, что чрезмерный шум мешает не только спокойно отдыхать жителям, но и работать артистам всех трех театров, расположенных на этой, одной из самых известных и популярных творческих площадок столицы. По словам директора театра «Новая опера» Сергея Лысенко, шум, доносящийся с территории, иногда просто перекрывает звуки сценического действия.

-Сейчас мы, наконец, имеем возможность вести диалог с руководством сада «Эрмитаж», и надеемся решить эту проблему…

Оказалось, что и жители, рассылавшие множество обращений и заявлений в различные инстанции не выступают против проведения концертов на открытой эстраде категорически. Просто, форма и содержание каждого такого открытого действа должны, по их мнению, органически соответствовать духу сада «Эрмитаж». Сейчас становится ясно, что необходим был именно диалог с жителями, а не та затяжная конфронтация, что продолжалась долгое время. И кажется, он начитает наконец завязываться…

И все же далеко не все (это следует выделить особо) зависит в создавшейся ситуации от намерений и способностей одного человека – если даже он достаточно опытен, энергичен и коммуникабелен. Новый директор при всем своем желании не в состоянии исправить сразу ту ситуацию, которая складывалась в течение нескольких лет, принимая во внимание даже гарантированную поддержку Комитета по культуре города. Кстати, уникальный культурно-исторический объект – сад «Эрмитаж» и в предыдущие годы неплохо финансировался комитетом, разумеется, в пределах возможностей отрасли. И практика голого коммерческого подхода, реальных дивидендов от которой парк, по словам сотрудников комитета, практически не получал, осуществлялась вопреки позиции городского руководства этой отрасли. Да, сад «Эрмитаж», находится под пристальным вниманием правительства столицы. Культурная составляющая этого «островка» в центре Москвы настолько весома, что если по сравнению с коммерцией она начинает казаться чуть менее заметной – значит, достигли той точки, ниже которой опускаться нельзя, иначе потеряем лицо. А это для Москвы страшнее всего, потому-то и начинаются заново преобразования, при которых коммерция должна будет дополнять культуру, помогая ей выживать и процветать, а не наоборот.

Скоро, в целях реконструкции и развития сада «Эрмитаж», будет создаваться на базе Щукинской сцены новый «многофункциональный молодежный культурно-досуговый центр». Хорошо бы заранее уговориться с его будущими владельцами, чтобы деятельность этого центра соответствовала лучшим традициям того места, на котором он появится. Это надо оговаривать сейчас, потому что в будущем может настать момент, когда поднимать такую тему будет уже поздно.

Так в чем же вопрос, о котором я говорил в начале? Это даже не вопрос, это скорее убеждение. Нужно менять кардинально концепцию развития сада «Эрмитаж», чтобы она отвечала историческим ожиданиям москвичей, тем ассоциациям, которые навевает само его название. Иначе когда-нибудь нам предъявят свои счета, может быть даже те, кто сейчас мирно посапывает днем в детских колясках в тени на аллеях сада…

Игорь КОРШУНОВ

Московская правда, 5 августа