Адрес:
Ул. Неглинная, д.8/10

Схема проезда
СМИ

Кремль, Царицыно… далее везде

Газета «Вечерняя Москва» от 25 августа 2006 г.

Автор: Ольга Никольская

Самые яркие события Дня города пройдут под покровительством Екатерины Великой

Отныне будет просто невозможно приехать в Москву и не побывать в музее-заповеднике «Царицыно».День города-2006 подарит столице возрожденную достопримечательность, объединившую красоту природы и зодчества с живым дыханием отечественной истории. «Царицыно», конкурируя с «Коломенским», будет претендовать на второе место после Кремля по привлекательности для туристов – своих и зарубежных.

Готические узоры цветников

Парадно-входная зона – шедевр благоустройства

Праздничные события 2 сентября в «Царицыне» начнутся с открытия парадно-входной зоны в музей-заповедник со стороны одноименной станции метро. Префектура Южного административного округа и ее службы выполнили здесь огромный объем работ. Успешно проведено щепетильное дело выселения сторонних организаций с территории музея-заповедника.

Узким местом остается, правда, проход-проезд под железнодорожными путями. Сложную проблему этого «бутылочного горлышка» придется решать в ближайшее время. Москомархитектура разрабатывает сейчас проектные предложения реконструкции всего транспортного узла у станции метро и железной дороги Курского направления.

Но когда выходишь из-под путей на свободу, открывается потрясающая панорама Царицынской усадьбы, от края и до края. Без преувеличения – захватывает дух! Такие виды в пределах многомиллионного города, запруженного машинами, – бесценное богатство. Зеленые холмы, очерченные гладью прудов, пейзажный парк и прекрасные исторические сооружения. Издалека они – как сказочные замки на грани реальности и воображения.

Уже трудно представить каким захолустьем была входная зона всего год назад. Вернее сказать, ее вообще не было. Сегодня здесь широкие аллеи в обрамлении нежной зелени газонов и яркие цветники. Они протянулись вдоль дороги к Большой плотине между Верхним и Средним прудами изысканным ковром готических узоров. Их рисунки красно-белая гамма гармонируют со старинной баженовской архитектурой.

Цветники разбиты на площади 2 с половиной тысячи квадратных метров. Посадочный материал – колиус лимонный и красный, вечноцветущая бегония, цинерария, герань, кохия – поставлен ООО «Белая дача». Специалисты этого хозяйства выполнили и дизайн цветников в соответствии с проектом комплексного благоустройства, выданным «Моспроектом-2».

Царской усадьбе – царские птицы

На праздник города пожалует Нептун

Вслед за открытием парадно-входной зоны праздничные события переместятся к Царицынским прудам, где водную гладь выпустят лебедей. Как же без этого дива? «Их грация – Царьград/ В волнах зеркальных грез…» Сюда обещает приплыть сам Нептун, повелитель водных пучин.

Верхний и Средний пруды с площадью зеркала по 15 гектаров каждый прошли экологическую реабилитацию по новой технологии. ГУП «Мосводосток» воду из прудов не сбрасывал, как это обычно делают, а спецнасосами вытягивал со дна ил, который прессовали и вывозили на утилизацию. Песок и гравий при этом отфильтровывали. Такой деликатный метод очистки водоемов не нарушает экологию и не требует вмешательства тяжелых бульдозеров.

В систему Царицынских прудов, занимающих 159 гектаров, снова запустят рыбу. Исстари эти места славились отличной рыбалкой. До ХХ века ходили легенды, что здесь водятся двухпудовые щуки с золотым кольцом в ноздре, на которых читается монограмма «Е II», как на постройках Баженова.

Создавая панораму дворцовой усадьбы, зодчий учел всю выигрышность видов, открывающихся на нее с воды, с берегов, с островов. В контексте исторической реставрации всего ансамбля реабилитированы пока два пруда.

Между ними реконструирован водосброс, восстановлен домик смотрителя плотины в береговой полосе. Берега укреплены сваями-столбиками из лиственницы. Для улучшения качества воды использован специальный щебень «экопромин», уложенный в подводную часть откосов.

Аналогичные работы в полной мере предстоят на Нижнем Царицынском и Борисовском прудах. Как и здесь, параллельно будет вестись благоустройство прилегающих территорий с реконструкцией зеленого убранства.

Кухонный корпус или палаццо?

Быть музеем – лучшая судьба

Кульминация праздника в музее-усадьбе наступит, когда перережут ленточку перед реставрированным Хлебным домом. Это самое крупное из сохранившихся в Царицыне зданий Баженова, которое предстало сегодня во всем блеске российской неоготики.

Такой архитектурный стиль сложился при Екатерине Великой, символизируя единство культуры Запада и России. Национальную традицию в нем выражало сочетание в нем выражало сочетание красного кирпича с белым камнем, восходящее к узорочью XVII века. Сходство декора баженовских сооружений с убранством церквей «нарышкинского барокко» бывает поразительным.

Впервые за 220 лет после реставрации с элементами реконструкции Хлебный дом становится музеем. Он пережил многое. В нем была больница, богадельня, земское училище, коммуналки, невесть что… Образ сооружения в виде квадратного каре параметром в 214 метров не имеет прямой связи с названиями – Кухонный корпус, Кухни, Хлебный дом. Он больше напоминает замок или палаццо. А нынешнее название закрепилось за ним благодаря эмблеме, похожей на каравай хлеба с солонкой.

Иногда в рисунке его фасадов видят конкретное изображение братской трапезы масонов. Возможно, это слишком буквальное прочтение архитектурного декора, но загадок потомкам символикой своих построек Баженов задал достаточно. Считают, что его «ребусы» и рассердили императрицу, когда она повелела уволить архитектора в отставку и призвать для строительства нового Большого дворца Казакова.

Но Хлебный уцелел и, хотя определенная неприступность сохраняется в его облике, он уже меньше напоминает угрюмый замок и приветливо поблескивает чистыми стеклами витражей. Скептики говорили, что купол атриума нарушит облик памятника. Но сейчас совершенно очевидно, что внутренний двор Хлебного дома перекрыли не напрасно. С разных точек заповедника прозрачный купол из стекла-триплекса, кажется, всего лишь, куском неба. Странно видеть, как по этому небу ходят строители в кроссовках, выполняя доводку кровли со скрытой в ней системой отопления.

Благодаря перекрытия у музея появился камерный зал площадью в 360 с небольшим квадратных метров и максимальной высотой в 22 с половиной метра, где можно устраивать концерты, презентации, проводить лекции. В зале намечают установить так называемые «аутентичные инструменты» – клавесин или клавикорды и небольшой орган-позитив.

Цари в Царицыне

История достопамятного места

Чем же встретит историческое сооружение первых посетителей? Ко Дню города здесь подготовлены 4 основных экспозиции. Первая называется «Цари в Царицыне». Это презентация семи портретов российских императоров – от Екатерины II до Николая II, которые в разные годы посещали усадьбу. Эти портреты приобретены для музея московским правительством.

Вторая экспозиция посвящена истории достопамятного места, начиная с курганов вятичей XI-XIII веков, вельможных усадеб бояр Стрешневых, Голицыных и князей Кантемиров. Основания их построек XVII-XVIII веков были открыты в ходе нынешних грандиозных работ при раскопках, руководимых главным археологом Москвы Александром Векслером.

Словно в оправдание имени здания в нем устроена выставка знаменитых сервизов из коллекции Музея керамики «Кусково». Удачный прецедент музейного обмена, который будет практиковать «Царицыно». Еще на одной выставке показывает свои работы кутюрье Валентин Юдашкин. Это костюмы и графические эскизы, выполненные по мотивам минувших эпох.

Сам собой Хлебный дом с необычной архитектурой его интерьеров захватит внимание посетителей. Обходя его внутреннее пространство с двойной анфиладой готических помещений, ожидаешь встретить за поворотом средневекового рыцаря. Такие вот одушевленные стены.

Вместо руин – музей XXI века

Вслед за Василием Баженовым – Матвей Казаков

Московские строители (заказчик ЗАО УКС «Москапстрой», генподрядчик ОАО «ГПР-1»), возрождая Хлебный дом, продемонстрировали, как можно качественно и быстро работать на самых ответственных объектах.

– Работали круглые сутки без выходных и праздников, – рассказал «ВМ» первый заместитель главы Департамента градостроительной политики Александр Левченко, – с пониманием, что значит этот исторический комплекс для Москвы и москвичей. Теперь остается закончить реставрацию Большого дворца. Он уже далеко ушел от тех руин, какие из себя представлял. Наша задача выполнить работы на фасадах и подвести здание Казакова под крышу до морозов. До наступления холодов нужно вставить все окна, дать тепло, чтобы ввести отделку интерьеров в зимних условиях.

– Смогут ли строители оформить парадные залы дворца в стиле екатерининской эпохи?

– С уверенностью могу сказать, что сегодня есть специалисты-отделочники, которые способны это сделать. В стиле того времени выполнена, например, отделка ресторана «Турандот». У мастеров хватит квалификации и умении работать здесь по чертежам и рисункам архитекторов Моспроекта-2.

– Какой будет крыша дворца? Медь только сначала горит-сияет, а потом темнеет…

– Более того – чернеет. Но се учтено. Наш мэр, прекрасно знающий химию, принял решение, чтобы не было никаких переходных этапов. Медь сразу покроют специальным составом, чтобы она под воздействием атмосферных осадков не меняла своего ярко-желтого цвета, напоминающего червонное золото. В ней отразятся облака и кроны деревьев. Красиво будет выполнена верхняя часть конька. Увидим всё это в декабре, особенно когда «мороз и солнце…»

Несправедливо не заметить еще один масштабный участок строительных работ. Это подземная часть дворцового ансамбля. У нее важнейшая роль – не заселять памятники архитектуры различными сервисными и вспомогательными системами, не пробивать для этого стены, не устраивать в них гардеробы и туалеты.

Именно подземная часть, вместив в себя все сложнейшие инженерные системы, сделает Царицынский ансамбль музеем XXI века. Бетонные работы здесь завершены и началась отделка подземных помещений. Они настолько велики, что по пандусу вниз могут заезжать автофургоны, разгружать картины и разворачиваться, чтобы выехать.

История на газонах

Археология под открытым небом

К открытию Хлебного дома перед ним благоустроена обширная территория – более 10 гектаров. Даже церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник, стоящая в отдалении, окружена теперь зелеными газонами и цветниками, устроенными за счет города. Пути к Хлебному выстелены гранитом, вокруг и окрест высажены молодые деревья.

Когда понижали грунт, наросший здесь за века, из земли будто вынырнули фундаменты не сохранившихся сооружений – Первого Кавалерского и Камер-Юнфарского корпусов. Пошли разговоры: «Мы избавляемся от руин, а они опять появляются на видном месте…», «Может быть, фундаменты вновь засыпать…».

Но музей есть музей. Взял верх научно-исторический взгляд на вещи. Основания баженовских зданий, которые закрывали вид на Большой дворец и были снесены повелением Екатерины, сохранены. После обследования археологами их законсервировали, оставили доступными для осмотра.

На следующий год придется немало работ и кроме Большого дворца. Предстоит восстановить многие парковые сооружения и малые формы. Но ко Дню города-2006 сделан решающий шаг. Помимо Хлебного дома и других огромных работ, уже реставрированы такие хрестоматийно известные постройки, как Фигурный мост при въезде в усадьбу с плотины, и Фигурные или «Виноградные» ворота в конце Березового «прошпекта», ставшие эмблемами всего Царицына.