Адрес:
Ул. Неглинная, д.8/10

Схема проезда
СМИ

Круговой контакт Театру «Сфера»  25

газета «Культура» 23-29 ноября 2006 г.

Варвара МАТВЕЕВА

Прошло много лет с тех пор, как режиссер Екатерина Еланская впервые вошла в это здание, расположенное в центре Москвы, в саду «Эрмитаж». Здание было театром, спроектированным самой Еланской, художником-сценографом Владимиром Солдатовым и архитектором Натальей Голас. Новенький театр назвали «Сферой», потому что за кирпичными стенами скрывалась не портальная, но круглая сцена с амфитеатром. Тогда же Еланская озвучила красивейшую фразу, позаимствованную из Экзюпери и ставшую девизом театра: «Единственная подлинная роскошь  это роскошь человеческого общения». На протяжении двадцати пяти лет существования театра фраза эта вспоминалась не раз и не два, она есть в каждом буклете «Сферы», в каждом интервью художественного руководителя Екатерины Еланской, в каждом пресс-релизе. «Сфера» как бы настаивает на необходимости контакта зрителя с актером  во всяком случае, в своих стенах. Да, это весьма острые ощущения как для одних, так и для других. Однако и те и другие приходят сюда с удовольствием.

Екатерина Ильинична Еланская  человек решительный, обладающий незаурядным характером и такой же примечательной биографией. Она родилась в семье мхатовцев второго поколения  актрисы Клавдии Еланской и режиссера Ильи Судакова. В семье, чей дом был открыт самым замечательным людям того времени. Окончив Школу-студию МХАТа, Еланская была принята в труппу Малого театра и сыграла на этой знаменитой сцене Софью в «Горе от ума», Эмилию Галотти, Людмилу в «Вассе Железновой». А потом вдруг оставила актерскую профессию и поступила в ГИТИС, в режиссерскую аспирантуру к профессору Марии Кнебель. И с этого момента упрямая женщина-режиссер  молодая, прекрасно образованная и весьма амбициозная  стала думать о создании собственного театра, об открытии своей экспериментальной сцены.

Первые же спектакли Еланской стали знамениты в Москве: и «Маленький принц» в Театре К.С.Станиславского, и «Вкус черешни» в Современнике, и «Месяц в деревне» в Театре М.Н.Ермоловой. По дороге к «Сфере» был еще Концертный зал имени П.И.Чайковского, где Еланская поставила спектакли «Почта на юг» по мотивам прозы Сент-Экзюпери, «НЕздешний вечер» Цветаевой, «Россия, моя Россия» по стихам Цветаевой и Есенина. Пустые подмостки, живая органная музыка, сложнейшая световая партитура  это было эффектное и опять же необычное зрелище.

А потом открылся театр. Театр с уникальной сценической площадкой и уникальным стилем, целиком подчиненным фантазии своего руководителя. Большинство спектаклей за всю историю театра было поставлено самой Еланской. Большинство инсценировок прозы написано ею же. За все эти годы она почти не устала от своей такой трудной работы (почти  это догадка, допущение), не потеряла живейшего интереса к процессу театрального созидания. Она лидер  и лидер властный. Именно поэтому театр существует столько лет, имеет своего зрителя и большой репертуар, помещающийся теперь на двух площадках,  недавно в «Сфере» открыли Камерную сцену. Еланская до сих пор с трудом снимает спектакли с репертуара, долго не решаясь отказать им в праве на жизнь, как будто они живые, родные люди.

На основной сцене по-прежнему: Набоков, Булгаков, Пастернак, Островский, Шекспир, Лермонтов и даже Мельников-Печерский. На Малой, в крошечном зале на втором этаже: Мериме и Тургенев, Довлатов и Зощенко, и вдруг  две одноактные пьесы Василия Сигарева. Еланская ни в коем случае не желает, чтобы ее театр прослыл старомодным. Каждый год она очень придирчиво разглядывает выпускников театральных вузов, приходящих сюда с показами. Как результат  постоянное омоложение труппы. Здесь всегда было много красивых актрис и актеров разных возрастов: поющих, танцующих, смело играющих. В текущем репертуаре заняты абсолютно все.

25 лет жизни Театра «Сфера»  это время, полное сценических открытий и приключений. Здесь многое появилось раньше, чем где-либо в Москве, а иногда и в стране. Здесь литературная классика впервые обретала театральное воплощение. Кроме набоковской «Лолиты», булгаковского «Театрального романа», пастернаковского «Доктора Живаго», в репертуаре последних лет  масштабные постановки русской прозы, перемешавшие в себе все возможные жанры от трагедии до мюзикла. «В лесах и на горах» Мельникова-Печерского, «Грозный ангел» по роману Лескова «Некуда»  разыгрывать эти постановки выходит на круглую сцену вся труппа «Сферы». Шекспировского «Троила и Крессиду» тоже играют дружно, «всем миром»  маленьким тесным миром этого театра с большой биографией.

«Сфера»  конечно же, театр одного режиссера, но и многих талантливых актеров. Владимир Солдатов  по-прежнему главный художник, а рядом с ним вот уже много лет в партнерстве работает прекрасный художник Ольга Хлебникова. Больше пятнадцати лет директором здесь Ирина Тарасова. Как и прежде, сложнейшие пластические номера ставит хореограф и танцовщик Большого театра Антон Лещинский. Театр - это, наверное, люди, а не стены. Хотя и стены драгоценны, если ты сам их построил.