Адрес:
Ул. Неглинная, д.8/10

Схема проезда
СМИ

Никита Высоцкий: сын за отца

газета «Московская Правда» 22 ноября 2006 г.

Ирина ШВЕДОВА

Десять лет назад Центр-музей Владимира Высоцкого, что находится в старом доме на Таганке, возглавил его сын Никита. Талантливый актер, как и отец  выпускник Школы-студии МХАТ, Никита Владимирович в совсем молодом еще возрасте, не успев по-настоящему состояться в любимой профессии, стал чиновником. Так сложилась ситуация. Нужно было доводить до конца реконструкцию здания, готовиться к 60-летию Владимира Высоцкого  в общем, проблемы и ответственность на свои в прямом смысле могучие плечи младший Высоцкий взял немалые.

Почти все из задач, тогда поставленных, удалось решить.

Давно уже «Дом Высоцкого» стал настоящей Меккой для поклонников и страстных любителей его творчества. Здесь, в Нижнем Таганском тупике, 3, образовалось популярное у «продвинутой» молодежи местечко, где можно увидеть самые авангардные театральные постановки, послушать современную музыку, познакомиться с интересными художниками. Без такого директора, как Никита Владимирович, это вряд ли стало бы возможным…

Никита Владимирович, чем заняты сейчас? Вроде бы все главные вопросы по музею решены, главное  стройка закончена. Ежегодную премию «Своя колея» уже десять лет вручаете самым достойным людям страны. Может, пора уйти в профессию с головой, тем более что, как правило, ваше участие в театральной постановке, каком-то фильме или сериале обычно не остается незамеченным зрителями?

Из музея в ближайшее время точно не уйду, хотя коллектив у нас сегодня надежный и высокопрофессиональный. Комитет по культуре правительства Москвы, по-моему, нашей работой доволен. Люди музей любят. Все хорошо. Но пока мне еще рано это детище оставлять. Отдаю себе отчет, что сочетать директорство с полноценной актерской работой невозможно. Мне даже пришлось уйти из любимого мною «Фауста» в «Театре Луны»  не могу отлучаться из музея, уезжая, например, на долгие гастроли. То же самое и с антрепризой, куда постоянно зовут. У меня вот на этом большом рабочем столе давно лежат несколько сценариев и пьес, но прочитать даже все не успеваю.

Хвастать не буду, но что-то сделать удается, хотя поначалу кое-что пытался решить кавалерийским наскоком. Позже все вошло в правильное русло. Работаю со своей командой единомышленников, куда входят артисты, музыканты, художники, деловые люди. Они все мои друзья, поэтому находим общий язык. Сейчас вот затеяли одно необычное и, на мой взгляд, очень интересное и перспективное дело. На юго-западе Москвы появился новый многозальный кинотеатр «Триумф», и мне предложили стать там художественным руководителем. Я знаю и хорошо помню, как в советские времена были популярны киноклубы. В них часто приглашали отца, чтобы рассказал о работе в новом фильме или спектакле. Помню, и я со своими первыми фильмами ездил по стране именно по приглашению киноклубов. И вот у нас возникла идея создать своего рода досуговый центр с упором на кино. Раньше это было мощное движение. Это не значит, что я хочу возродить что-то подобное в глобальных масштабах, но в одном районе почему не попробовать?

Многие декларируют: вот мы сейчас выкинем все американские фильмы и начнем показывать духовное российское кино. Увы, его не так много, поэтому часто все это обычно заканчивается крахом. Касса решает все. Думаю соединить две такие взаимоисключающие вещи - коммерцию и культуру. Рассылаем через Интернет анкету, где наши потенциальные зрители высказывают свои пожелания, и мы соответственно будем формировать кинопоказ и культурные программы  творческие встречи с популярными артистами, режиссерами и музыкантами, концерты авторской песни, ретроспективы фильмов. Все это, конечно, бывает и в других культурных центрах. Но у меня уже появился некоторый опыт в центре Высоцкого, где я работаю давно: иногда надо «подслушать» у людей, что их больше всего интересует.

Значит, вы уловили, что это витает в воздухе - желание оторваться от «ящика», выйти из дома «в свет», пообщаться с интересными людьми, посмотреть на большом экране новый фильм в приятном окружении?

Да, конечно, у людей есть эта потребность. Поэтому пожелания, с кем встретиться, какой фильм посмотреть, должны идти от наших зрителей. По идее это будут своего рода клубные вечера и скорее всего система абонементов. Это может быть только тогда, когда люди узнают о нас и откликнутся. С некоторых пор мне стало казаться, что какие-то крупномасштабные проекты и акции не всегда оправданны. На мой взгляд, программа должна быть локальной. На юго-западе исторически сложилось, что здесь живут сотрудники Академии наук, МГУ, институтов. Это всегда было интеллигентным местом. Я надеюсь, что эта аудитория должна заинтересоваться тем, что мы хотим предложить. И тогда это имеет шанс реализоваться, ведь «кино не для всех» интересует действительно не всех. Надо реально смотреть на вещи: сейчас молодежь смотрит блокбастеры, а вот людям постарше, с каким-то интеллектуальным багажом могут быть интересны авторское кино, встреча с любимым актером, возможность задать какой-то вопрос и так далее…

Можно и семейные программы делать!

Безусловно. Если будет получаться, что задумано.

А если вернуться к делам «Дома Высоцкого». Что у вас там нового происходит?

Идет, может быть, незаметная для широкой публики, но очень важная и серьезная работа по формированию и реставрации фондов, библиотеки. Наша семья передала в музей множество документов, записей, рукописей, личных вещей Владимира Высоцкого. Все они должны быть профессионально изучены, описаны, приведены в надлежащее состояние, внедрены в научный оборот и так далее. Это одно. Есть еще и рутинная работа, как в любом государственном учреждении: подготовка коммуникаций к зиме, например. Я должен в это вникать, поскольку несу ответственность, подписываю финансовую документацию. Ведь директор – я.

Есть несколько серьезных музейных проектов, которые хочу реализовать. Например, провести конференцию с участием людей, которые довольно настороженно ко мне относятся, – коллекционеры, у которых до моего прихода сюда был некий фан-клуб в музее, но им пришлось найти другое место. В их коллекциях есть уникальные документы, записи Высоцкого. Несколько людей уже умерли, и их потрясающие коллекции по их же воле были отданы в музей. То есть, несмотря на обиду, они понимали, что только здесь они в безопасности и рано или поздно будут доступны людям. Моя задача  сплотить этих людей вокруг музея, дать возможность контактировать с нами коллекционерам, работающим на том же поле. Я несколько раз предлагал им это, часто контакты налаживаются. Опять же это может быть незаметная, но очень важная для музея работа.

Никита Владимирович, вы как-то, по-моему, до обидного мало занимаетесь пиаром…

Честно скажу, не хочу, чтобы к нам повалили люди, которым в «Доме Высоцкого» делать нечего. Упаси Бог от информационных поводов типа: из музея украли 200 экспонатов! А кто любит Высоцкого, тот знает, что у нас происходит. От интервью в СМИ, скажем, я не отказываюсь, исключая, конечно, желтую прессу. Себя пиарить не буду никогда. Понимаю, кто я, а кем был Владимир Высоцкий. Моя задача - оградить Высоцкого от хамства и непрофессионального подхода к его творчеству. «Высоцкий  народное достояние»,  заявляют такие деятели. Я никому ничего не могу запретить. Но наша семья обладает законными правами наследников, и использовать его песни в чужих произведениях, если, на наш взгляд, они искажают факты или преподносят их тенденциозно, никогда не позволим. Хотите, называйте меня цензором, хотите – дураком. Этого не будет. Многих авторов я понимаю. Они сели на «тему», им платят за это, они привыкли жить с этих гонораров. Один журналист брал интервью о Высоцком для музея, который ему оплачивал эту работу. А он взял и опубликовал их под своей подписью.

Обидно еще, когда «вспоминать» начинают люди близкие, которые были вхожи в дом. Бог им судья, время все расставит на свои места. Высоцкий в этом смысле странный человек. К нему грязь не прилипает! Ни вранье, ни «правда-матка».