Адрес:
Ул. Неглинная, д.8/10

Схема проезда
СМИ

Оправдание музея. Московский Дом фотографии отмечает свое 10-летие

газета «Культура» № 44-45 от 16-22 ноября 2006 г.

Елена ТИТАРЕНКО

Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ  

Если век назад фотография отвоевывала себе право называться искусством, в наши дни она стала объектом тотальной музеефикации. Фотовыставки собирают толпы, фотоколлекции растут в солидных музеях по всему свету, в различных фондах и собраниях. Сделать снимок при теперешнем уровне техники легко — куда проще, чем рисунок. Но вот доказать, что это произведение искусства, до сих пор архисложно. От уважаемых старших коллег приходилось слышать и скептические, и резко негативные суждения по поводу вхождения фото в пантеон искусств. Ответ на претензии дает Московский Дом фотографии, которому 23 ноября исполняется 10 лет. На фоне других юбиляров нынешнего года - двухсотлетних Музеев Московского Кремля и Третьяковки, отметившей 150-летие, — даже не подросток, а сущий младенец. Но, уверяю вас, младенец этот крепок, бодр и голосист. К тому же обладает завидным аппетитом — в собрании МДФ уже 80 тысяч оригинальных отпечатков и негативов, от дагерротипов 1850-х до «цифры». Для сравнения: у Третьяковской галереи — примерно 140 тысяч единиц хранения. Ах да, шедевры живописи, скажет скептик, не чета черно-белым снимкам! Спору нет, «Боярыня Морозова» посолиднее выглядит, но по сути и она — лишь фиксация мысли художника, который отразил событие истории. И по части достоверности, регулярности, а то и выразительности в отражении исторических фактов фотографии равных нет. Сомневающимся рекомендую дойти до столичного Манежа и убедиться: весь его цокольный этаж заполнила летопись России лет этак за сто вкупе с историей отечественного фотоискусства — от пикториалистов начала столетия до «актуальных» художников, работающих с фото.

Выставка занимает underground здания. А в том, что сама фотография вышла из андеграунда (простите за каламбур) и оказалась в центре внимания, в немалой мере повинен МДФ во главе с неугомонной Ольгой Свибловой — своим бессменным директором. Все началось в Москве с «фотографической весны» 1996-го — первой фотобиеннале, организованной по образу и подобию Месяца фотографии в Париже. Теперь же мы незаметно привыкли к тому, что каждую весну Москву захлестывают волны фотоискусства разных стилей и времен, что нам показали почти всех мировых звезд — от Брассая и Анри Картье-Брессона до Хельмута Ньютона, Сары Мун, Орлан и Беттины Реймс. Мы давно не удивляемся ретроспективам отечественных фотоклассиков — Родченко, Игнатовича, Петрусова или Бальтерманца, хотя еще недавно трудно было вообразить музейные по качеству экспозиции вроде бы газетных фоторепортеров. Очереди на выставки, устраиваемые МДФ в престижных залах, доказывают успех предприятия. В последний год МДФ обосновался в Манеже — на период реконструкции собственного дома на Остоженке, что скрывать, давно ставшего тесным при таком размахе. Юбилейная выставка «Избранное из коллекции и новые поступления в фонды музея» воссоздала основные этапы деятельности МДФ.

Основанный в 1996 году кинодокументалистом и культурологом Ольгой Свибловой при поддержке Правительства Москвы, музей долго не имел своего помещения. Это не помешало коллективу, видящему своей целью «развитие отечественного фотоискусства и популяризацию творчества отечественных фотографов за рубежом», реализовать многообразную комплексную программу. Итог — наша светопись в новом качестве вошла в мировой контекст. Международные фестивали «Мода и стиль в фотографии» и Московская фотобиеннале — составная часть Фестиваля Света, объединяющего крупнейшие фотофесты мира. Фотоконкурсы «Серебряная камера» (на лучший фоторепортаж о Москве) и «Серебряный венок» (на лучший отечественный проект в области моды) создали новую культурную традицию Москвы. Это подтверждает тезис Свибловой о том, что Россия вновь, как в эпоху авангарда, примкнула к «передовому отряду» стран, где искусство светописи развивается наиболее интересно.

Первый в России госмузей, специализирующийся на фотографии, за 10 лет показал в столице, провинции и за рубежом более 1500 выставок - фото российские, западные и восточные (Китай и Япония — и экзотика, и мода фотомира); то классика, то шок для обывателя. Показатель успеха - постоянные серьезные спонсоры. (Например, подарок группы компаний МИАН, коллекцию винтаджей пикториалистов, сейчас развесили в Манеже). В 2004 году МДФ основал две специальные премии — за вклад в развитие российской и международной фотографии. В финале Фотобиеннале-2004 их вручали потомкам Александра Родченко и Уильяму Кляйну, а на церемонии празднования 10-летия музея лауреатами объявлены Вадим Гиппенрейтер и чуть-чуть не доживший до награждения Марк Марков-Гринберг.

Еще один повод поздравить юбиляра — приращение «Музеем фотографических коллекций»: основавшие его Юрий Рыбчинский и Эдуард Гладков передали свои фонды (более 2 тысяч фото) в дар МДФ, а тот, в свою очередь, опубликовал коллекцию в книге «Фотоэстафета. От Родченко до наших дней» и представил ее на празднике в честь своего 10-летия (разумеется, коллекции отвели почетное место и на выставке).

Вообще день рождения удался на славу. Под конец свет притушили, и внимание публики, в многочисленных рядах которой мелькали «первополосные» и медийные лица, со снимков переключилось на живую Жанну Агузарову, певшую прямо в экспозиции. Смотреть же «Избранное из коллекции…» надо всем: и трепещущим от фото XIX века, и поклонникам зарубежных звезд, тоже одаривавших МДФ, и почитателям классиков 1920 - 70-х годов: оригинальных авторских отпечатков не счесть. Мы же рекомендуем присмотреться к современникам. Тут можно вывести прогноз развития contemporary art, недаром МДФ из своих 10 лет уже пять существует не сам по себе, а как часть «Мультимедийного комплекса актуальных искусств».