Адрес:
Ул. Неглинная, д.8/10

Схема проезда
СМИ

Пожар способствовал им много к украшенью

Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко вновь обрел Основную сцену

Максим ДМИТРИЕВ
Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ

«Не верится!» — сказал генеральный директор Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Владимир Урин, открывая пресс-конференцию, посвященную окончанию строительно-реставрационных работ и открытию Основной сцены. События этого ожидали на год раньше, но очередной пожар, случившийся здесь в мае 2005 года, едва ли не полностью уничтожил уже почти отреставрированные зрительный зал и сцену. Потребовался, по словам Владимира Урина, другой проект: если до пожара речь шла только о реставрации, то теперь и зал, и сцену строили фактически заново. Выглядит все это, надо признать, более изысканно, чем прежде (хоть и жаль упраздненного амфитеатра, с которым было как-то уютнее), и на язык так и просится чуть переиначенная сакраментальная скалозубовская фраза: пожар способствовал им много к украшенью. Повременим, однако, с торжественными фанфарами, поскольку пока еще не вполне понятно, как в этом новом зале обстоит дело с акустикой.

Впрочем, отчасти данное обстоятельство прояснится уже в ближайшие дни: на этой неделе в театре пройдут гала-концерты, посвященные Дню города. А 28 сентября, если не возникнет каких-нибудь неприятных неожиданностей, состоится премьера вердиевской «Травиаты» (дирижер Феликс Коробов, режиссер Александр Титель, сценография Владимира Арефьева), поставленной еще два года назад к большому турне по США и позднее показанной также на гастролях в Екатеринбурге. К московской премьере постановщики намерены внести в спектакль ряд изменений. В главной роли будут выступать прима театра Хибла Герзмава и его восходящая звезда Альбина Шагимуратова.

Премьер на этот первый сезон намечено довольно много. В ноябре будет показана «Золушка» Прокофьева в хореографии Олега Виноградова. В январе планируется выпуск новой постановки «Евгения Онегина» Чайковского, сценографию к которой успел подготовить Давид Боровский (над спектаклем работают Феликс Коробов и Александр Титель). В марте состоится премьера «Чайки» Джона Ноймайера на музыку Шостаковича, Скрябина, Чайковского и Ивлин Гленни. Своего рода сенсацией пресс-конференции стало неожиданное для большинства присутствие на ней самого Ноймайера (на третьем снимке), который прибыл в Москву проводить кастинг и на протяжении недели с утра до вечера знакомился с труппой.

В конце сезона будет представлена опера Клода Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда». Для работы над ней приглашена французская постановочная группа во главе со знаменитым маэстро Марком Минковским. Режиссер-постановщик — Оливье Пи, сценограф — Пьер-Андре Вейц. Четыре премьерных спектакля пройдут в июне в рамках Международного фестиваля им. А.П.Чехова, совместно с которым также с Французским культурным центром в Москве и агентством «CulturesFrance» — недавно созданным аналогом Британского совета) осуществляется этот проект. Главные партии на премьере также исполнят французы, а вот в следующем сезоне театр намеревается подготовить уже собственных исполнителей.

Возможно, в этом сезоне состоится также и мировая премьера оперы Владимира Кобекина «Гамлет» на Малой сцене, хотя, судя по словам Александра Тителя, более вероятно, что ее покажут только в следующем. Надо ведь еще и восстановить ряд репертуарных спектаклей — с учетом новой сценической техники. Как заметил главный художник Владимир Арефьев, серьезной проблемой может стать психологическая совместимость работников театра с этим ультрасовременным оборудованием. Кстати, отладка оборудования будет продолжаться на протяжении ближайших месяцев, поэтому на ежевечерний режим планируется выйти только где-то к декабрю — январю.

Общая площадь театра теперь увеличилась в три раза. Как утверждается в пресс-релизе, «на Большой Дмитровке начинает работу один из самых современных театральных комплексов Европы, не имеющий аналогов в России». И это весьма похоже на правду. Что касается сценического оборудования, то представителям прессы его не демонстрировали, и тут приходится пока верить на слово. Зато таких просторных и многочисленных репетиционных помещений сегодня в России, похоже, и впрямь нет больше нигде. Как и такого гигантского, многопрофильного атриума, который будет служить и репетиционным залом для оркестра, и продолжением зрительского фойе.

газета «Культура» 31 августа-6 сентября 2006 г.