Адрес:
Ул. Неглинная, д.8/10

Схема проезда
СМИ

«Прислушайся к молчанию музея»

Московская правда 26.07.06 г.

Нина Баталова

Сегодня еще одна памятная дата в славной истории боевого корабля — большой дизельной подводной лодки Б-369. В канун Дня Военно-морского флота, в год столетия отечественных подводных сил она обретает новую жизнь, став главным экспонатом музейно-мемориального комплекса истории ВМФ России, который создается в столице.

Хотя за бортом субмарины уже не океанские просторы, а спокойная московская волна акватории Химкинского водохранилища, все на ее борту, в бывших боевых отсеках рассказывает о флоте, море, о славном пути российских моряков. Поэтому «прислушайся к молчанию музея — и вдруг взорвется эта тишина, взревет волна, и ветер станет злее, и оживут героев имена. И ты увидишь: по волне рябой идут эсминцы, катера, подлодки в поход победный и последний бой…»
— Принимая решение об организации в нашем городе музея Военно-морского флота, — еще несколько лет назад говорил Юрий Лужков, а именно ему принадлежит эта замечательная идея, — мы восстанавливаем историческую справедливость.

Действительно, ведь именно Москва стояла у истоков рождения отечественного флота, на московской земле строились первые корабли. С Измайловских прудов и найденного в дворцовом сарае молодым Петром I старинного ботика начиналось создание могучей морской державы, славу которой российские моряки подтверждали и в морских сражениях, и в дальних океанских походах. Москва же никогда не теряла связь с защитниками морских рубежей Отечества. Она всегда была рядом с моряками, особенно в сложных ситуациях. Именно столица возглавила шефство российских регионов над Военно-морским флотом. Более десяти лет назад с поддержки моряков-черноморцев началась эта важнейшая работа, в орбите которой сегодня Северный, Балтийский, Тихоокеанский флоты. Недавно на заседании правительства была рассмотрена третья по счету комплексная целевая среднесрочная программа шефства Москвы, ее округов над ВМФ на 2007 — 2009 годы. Главная ее задача: решая конкретные проблемы флота, способствовать поддержанию военно-морского потенциала страны.

Для музея выбрана удобная бухта водохранилища напротив Северного речного вокзала со стороны парка «Северное Тушино» в Северо-Западном округе города. По проекту музей разместится не только на водной глади, но и на берегу, где построят экспозиционный и культурный комплекс площадью в пять тысяч квадратных метров. Будет возведена часовня в память великого русского флотоводца, не проигравшего ни одного сражения, адмирала Федора Ушакова. Директор музея Александр Искра уверен, что в будущем музей станет действительно центром, который объединит вокруг себя ветеранов и молодежь, поможет ребятам определиться с будущей службой, ведь сегодня в столице около тридцати клубов юных моряков.

Подлодка Б-369 первой открывает музейную экспозицию. Хотя трудно назвать музейным экспонатом эту прошедшую славный путь субмарину. С честью несла она на борту имя своей предшественницы, которая сошла со стапелей завода «Красное Сормово» в трудные военные годы. По инициативе молодежи Новосибирска средства на достройку лодки собирали жители всей области.

Полярные моря, Атлантика, дальние многодневные плавания в океанских глубинах, таков «послужной список» Б-396, подлодки уже нового поколения проекта 641Б. Сегодня истек ее срок службы, а на Северном флоте имя «Новосибирск» носит атомный подводный крейсер.

Лодке же с дизель-электрической энергетической установкой, отстоявшей более двадцати лет на боевом дежурстве, предстоит новая жизнь.

Почти три года корабелы северодвинского «Севмашпредприятия» приспосабливали по просьбе Москвы лодку под музейные цели. И вот наступил день, 4 июля 2003 года, когда отремонтированный и почти полностью переоборудованный корабль был спущен на воду. А в конце августа лодка отправилась в свое последнее дальнее плавание по маршруту Северодвинск — Москва.

20 дней продолжался путь от северодвинской стенки до столицы. Опытнейший капитан-наставник Владимир Наумкович и капитан буксира «Алексей Карташев» Василий Баранов говорили тогда, что до этого не приходилось выполнять им столь сложную операцию — провести закрепленную на понтонах 90-метровую громаду шириной 8,6 метра. Белое море, Беломорско-Балтийский канал, Онежское озеро, Волгобалт, Рыбинское водохранилище, канал имени Москвы. «Только, когда у входа в водохранилище для нас подул попутный ветер, мы поняли: все закончится благополучно».

А 22 октября 2004 года подлодка совершила последний маневр. Ровно в 8.10 утра раздалась команда «По местам стоять! С якоря сниматься!» Три буксира, словно почетный эскорт, сопровождали некогда грозную субмарину, повели лодку к месту ее последней стоянки.

И вот сегодня «Лодка-музей» стоит на специально построенном для нее стапеле у южной границы парка «Северное Тушино». Уже завтра она будет готова к приему первых экскурсантов. В ней полностью сохранены шесть торпедных отсеков, часть мин и торпед. Центральный пост управления лодкой, или центральный отсек, превращен в экспозиционный зал, в котором москвичи смогут познакомиться с условиями жизни экипажа. На «Севмаше» в переборках лодки сделали прорези арочного типа — для того чтобы в лодку могли пройти и люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Здесь предусмотрены помещения для встреч. В день празднования 100-летия подводных сил России сюда пришли ветераны-подводники, судостроители. Они как никто хорошо знают, насколько «труден путь от дизельных малюток до атомных подводных субмарин». Такой подводный крейсер нового поколения сегодня строится в Северодвинске на «Севмашпредприятии», участие в его финансировании принимает Москва. В 2008 году АПЛ «Юрий Долгорукий» войдет в состав Северного флота.