Россия одна, но он любит свою
Газета Вечерняя Москва от 28 августа 2006 г.
Автор Ольга Никольская
Илл.: Игорь ИВАНДИКОВ
Несмотря на сезон отпусков и каникул, на редкость многолюдно было в залах Российской академии художеств на Пречистенке, 21, на открытии персональной выставки народного художника России Василия Нестеренко.
– Василий такой человек, – сказала на вернисаже первый заместитель мэра столицы Людмила Швецова, – к которому хочется относиться не только с уважением и почтением, но и с любовью. Он прославляет нашу историю, нашу веру, природу, российских женщин. Приятно, что цикл экспозиций, посвященных 250летию Академии художеств, которое будет отмечаться в следующем году, начинает именно Нестеренко. Воспитанник Суриковского института, ставший членом академии, он остается преданным традициям классической школы, реалистического искусства… Наверно, не всем нравится его реализм, где не видно модных веяний времени. Но очевидно: художник нашел свою нишу, своего благодарного зрителя. На его выставки всегда будут ходить.
На этот раз Нестеренко показывает более 100 работ – от карандашных эскизов росписей храма Христа Спасителя до больших исторических полотен, таких, как «Отстоим Севастополь!»
– В современных изображениях войны – главное страх и ужас. У вас в картине тоже погибают люди, но ужаса нет.
– У меня была другая цель, – отвечает Нестеренко. – Я хотел представить лица людей, готовых принять смерть, но смотрящих на врага без злобы. Ими движет не ненависть, а необходимость защитить Отечество.
Изображая эпизод сражения Крымской войны 1853–1856 годов, где русский солдат поднимает Андреевский флаг, художник делает исторический сюжет актуальным для наших дней, когда кое-где в открытую заявляют, что флот России должен уйти из Севастополя.
СМИ успели проанонсировать появление на выставке картины, посвященной Смутному времени и князю Пожарскому. Но ее здесь нет. Художник решил продолжить над ней работу.
– Этому полотну, – объяснил он, – я хочу придать современное звучание. Я имею в виду новый государственный праздник – День единения и согласия. К этому дню постараюсь устроить презентацию новой картины.
Многогранно представил Нестеренко религиозную тему. Это евангельские сюжеты, портреты священнослужителей, виды святых мест, эскизы росписей. Он расписал уже несколько храмов, в том числе храм Живоначальной Троицы, построенный на Каширке в память 1000-летия христианства на Руси.
Его портреты деятелей искусства – особая стезя. Он выбирает для своих героев ситуации и антураж, которые помогают раскрытию образов. Музыковед Святослав Бэлза у него в маскарадном костюме, Василий Лановой изображен в роли Бернарда Шоу, певец Владимир Маторин – в роли Бориса Годунова.
Солиста Большого театра мы встретили у этого портрета. По его словам, Нестеренко много раз бывал на спектакле и выбрал для портрета сцену, когда звучат слова юродивого «Нельзя молиться за царя-ирода…» – Василий с его углубленным интересом к психологии выбрал именно этот переломный момент, – утверждает Маторин.
– Скоро мы вновь увидим вас в этой роли?
– Сейчас мы пропели «Бориса Годунова» в Англии. А на Новой сцене эту постановку 1947 года играть нельзя. Масштаб не тот. Пришлось бы менять и декорации, и костюмы. Потому опера пойдет там в новой постановке и с молодыми исполнителями. А Большой, когда откроют, боюсь, вскорости и закроют на капремонт. Так было в Ла Скала и Ковент-Гардене. Так что пока смотрите на картину Нестеренко…
На илл.: Василий Нестеренко на открытии выставки. Сзади – портрет Владимира Маторина в образе Бориса Годунова.