Адрес:
Ул. Неглинная, д.8/10

Схема проезда
СМИ

Третий поход Сан Саныча. 21 — 22 октября в Москве прошел V (XIX) съезд Союза театральных деятелей РФ (ВТО)

газета «Культура» 26.10.06

Ирина АЛПАТОВА

Наталия КАМИНСКАЯ

Фото Ирины КАЛЕДИНОЙ

На съезд из Москвы, Санкт-Петербурга и регионов было избрано 202 делегата. К сожалению, трое из них ушли из жизни накануне форума. Из оставшихся 199 делегатов в первый день съезда зарегистрировались 187 человек, к которым присоединились три десятка гостей — руководители региональных управлений культуры, худруки русских театров стран СНГ, журналисты и критики. Минутой молчания почтили тех театральных деятелей, кого не стало за прошедшее пятилетие. А их более полутора тысяч человек. Правда, за эту же пятилетку союз пополнился новыми членами, число которых перевалило за три тысячи, в основном это - творческая молодежь. Хотя справедливости ради стоит отметить, что «творческая молодежь» на съезде практически отсутствовала, а средний возраст делегатов составил 53 года.

Одна из основных проблем не только союза, но и нашего отечественного театра в целом внятно заявила о себе еще до начала выступлений делегатов. Потом об этом говорилось много — о разобщенности, разъединенности, отсутствии единых целей и мотивов, которые могли бы сплотить театральное сообщество. Это проявилось хотя бы в том, что в зале почти не наблюдалось тех, кто в значительной степени определяет современный театральный процесс, по крайней мере, в столице. По разным причинам том числе и уважительным, как то: болезнь или пребывание за пределами Отечества) съезд проигнорировали Олег Табаков и Петр Фоменко, Валерий Фокин и Галина Волчек, Сергей Женовач и Роман Козак, Кама Гинкас и Генриетта Яновская, Татьяна Доронина и Михаил Ульянов, Кирилл Лавров и Илья Эпельбаум, Сергей Арцибашев и Марк Захаров, Юрий Любимов и Михаил Левитин, Марк Розовский и Иосиф Райхельгауз. Не говоря уже о представителях свободно-антрепризного театра или востребованных молодых драматургах, художниках, режиссерах и актерах. Ни тебе Кирилла Серебренникова, ни Нины Чусовой, ни Миндаугаса Карбаускиса, а тем более братьев Пресняковых или Максима Курочкина. То ли не позвали, то ли они вообще не являются членами СТД, ведя абсолютно параллельное существование.

Проще назвать тех, кто был, совершенно не умаляя их достоинств по сравнению с вышеназванными персонами. Более того, отметить их неравнодушие к проблемам собственного профессионального сообщества. А это — Алексей Бородин и Владимир Андреев, Павел Хомский и Сергей Яшин, Светлана Врагова и Сергей Шуб, Дмитрий Бертман и Георгий Тараторкин, Евгений Стеблов и Андрей Житинкин, Василий Бочкарев, Александр Ширвиндт и Глеб Подгородинский. На весьма короткое время в зале появились Юрий Соломин и Константин Райкин. Плюс куда более внушительное число известных провинциальных театральных деятелей, для которых проблема профессионального общения немаловажна.

Так что V съезд СТД РФ оказался абсолютно адекватен той ситуации, что сложилась не только на сценической территории, но и на гораздо более обширном общественном пространстве. Когда каждый за себя и не рассчитывает на чью-либо поддержку. Когда мало дела до того, что происходит вокруг, у коллег. Когда все заняты выживанием и кассой. Инертность и ощутимая усталость царили и на заседаниях съезда, где, за исключением А.Славутского, худрука Казанского БДТ, ругавшего критиков, не было острых и темпераментных выступлений. Чаще всего речи делегатов начинались с фразы: «Спасибо союзу и дорогому Александру Александровичу…», удовлетворительной оценкой деятельности СТД. А заканчивались сдержанной обрисовкой проблем и пожеланием того, чтобы все в принципе оставалось так, как есть.

Слово А.Калягина на этом съезде звучало недежурно, сжато и, как говорится, по делу. Председатель рассказал о своей недавней встрече с Президентом РФ Владимиром Путиным, где поднял вопросы поддержки детских театров в России, возрождения полноценной гастрольной деятельности, внимания к русскоязычным театрам постсоветского пространства (деятельность Центра поддержки русских театров за рубежом не раз была высоко оценена съездом) и повышения заработной платы актеров.

Одним из главных достижений в работе прежней команды СТД стала борьба за необходимые деятелям театра поправки в нормативных документах реформы бюджетной сферы. На сегодняшний день, по словам Калягина, СТД отстоял все позиции. А именно в отношении такой формы, как «автономное учреждение», прописаны важнейшие пункты. Театры сами будут решать, переходить ли им на такие условия существования. При переходе за театрами остается право на государственное финансирование. Театры при этом вправе самостоятельно распоряжаться заработанными средствами. В процессе реорганизации театры сохраняют свои имущественные права.

Таким образом, союз доказал, что «он является серьезным институтом гражданского общества», — сказал А.Калягин. Он осудил бытующее ныне мнение, что ряд «отсталых» театров следует закрыть: «Это все равно, что убить больного, вместо того чтобы попытаться его вылечить». Однако согласился с тем, что сегодня остро стоит проблема омоложения в стане худруков и главных режиссеров театров — молодые не хотят взваливать на себя ответственность за театральное хозяйство. Проблемой, по его мнению, стала сама возможность надолго задержаться в профессии, ибо все диктуется модой и ориентацией на быстрый успех. Повинны в этом, на его взгляд, критики, которые столь же быстро возводят новое имя на пьедестал, сколь затем, при первой же неудаче, и свергают его. Да и театр в этой связи как огня боится неуспеха.

В заключение А.Калягин сказал о необходимости больших национальных культурных проектов, причем не только в смысле финансовой поддержки, а в отношении высоких духовных приоритетов.

Руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой признался, что государство выделяет недостаточно средств на программы, выполняемые совместно с СТД. Он призвал возвратиться к старой практике целевых выездов московских критиков для просмотра и обсуждения спектаклей провинциальных театров.

Между тем реальные проблемы и перспективные направления все же существуют, и их можно было вычленить и из отчетного доклада председателя, и из выступлений делегатов. А именно: возрождение театра для детей, реформа бюджетной сферы, возможность создания профсоюза театральных работников, размывание культурных и профессиональных границ творчества, авторское право, неадекватность театральной критики.

Худрук РАМТа А.Бородин не преминул отметить, что впервые вопросам искусства для детей посвящены едва ли не первые строки доклада председателя. Он же подчеркнул, что пора преодолевать снобистское отношение к этой проблеме, ведь подобное направление в театре может быть полноценным и значимым. Это демонстрируют фестивали в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре. К сожалению, такого форума пока нет в Москве, как и номинации «Золотой Маски». Правда, руководитель РАМТа почему-то забыл об учреждении самостоятельной Национальной премии в области театра для детей «Арлекин». И, конечно, Бородин был совершенно прав в том, что стоит возрождать былое «тюзовское братство» и разрабатывать целевую программу на государственном уровне.

Его поддержала худрук Детского музыкального театра имени Н.Сац Роксана Сац, отметив у себя появление чувства «сдержанного оптимизма». По ее словам, именно детский театр создает почву, на которой взращиваются будущие взрослые зрители. Директор Самарского театра-центра юного зрителя «СамАрт» Сергей Соколов, один из организаторов фестиваля «Золотая репка», порадовал примером того, как все эти проблемы могут быть успешно решены, если к делу подключатся региональные власти и отделения СТД. У «СамАрта» — новое прекрасное здание, системный подход к оплате труда, которая постоянно и значительно растет. В общем, в этом вопросе театральные деятели были удивительно единодушны.

Против идеи преобразовать СТД в профсоюз высказался артист Евгений Стеблов. Он заявил, что в таком случае придется растащить театральное сообщество на цеха (актеры, художники, осветители и т.д.), разрушить созданное, ничего не построив взамен.

Ряд конкретных замечаний прозвучал в выступлении артиста петербургского БДТ Андрея Толубеева. Об ущербной практике грантов, сорок процентов суммы от которых получатель вынужден отдавать обратно, но в виде налога. О необходимости внести в закон о всеобщей воинской обязанности поправку относительно артистов балета, чей работоспособный срок и без того короток. О необходимости принятия закона о меценатстве, без которого театры не сумеют найти внебюджетные источники финансирования.

На нынешнем съезде присутствовали руководители русскоязычных театров стран СНГ. «Гастроли наших коллективов по России, — сказал худрук Ереванского русского театра имени Станиславского Александр Григорян, - открыли нам широкие возможности общения». Он отметил также, что русское слово в странах СНГ несет особую ответственность, поэтому надо быть максимально разборчивыми и бдительными.

Один из представителей «другого», не вполне традиционного театра, режиссер Андрей Житинкин остановился на проблеме авторских прав. Он отметил, что со времени прошедшего съезда случилось «грандиозное событие» — создана Гильдия режиссеров под руководством Анатолия Васильева. Она же и должна заняться защитой интеллектуальной собственности режиссеров, у которых пока нет никаких прав на конечный продукт (спектакль). Делаются и продаются пиратские копии спектаклей, разворовываются мизансцены, присваиваются чужие инсценировки.

О «новых формах» театральной деятельности говорили представители Санкт-Петербурга, профессор Елена Левшина и руководитель Театра-фестиваля «Балтийский дом» Сергей Шуб. Левшина пожелала новому составу секретариата СТД развивать работу с театральными менеджерами. Шуб вновь поднял вопрос о возможности существования «интендантской» системы театрального дела, когда здание остается в собственности государства, а худрук избирается на конкурсной основе на определенный срок.

Лев Закс, профессор Екатеринбургского гуманитарного университета, говорил о проблеме сохранения и развития тех немногих театральных журналов, которые необходимы как аналитическая составляющая процесса.

На второй день съезда желающих высказаться не осталось, и собрание плавно перешло к выборам председателя и состава секретариата. Альтернативы Калягину не было вообще, даже ради видимости какого-либо соревнования не возникло ни одной фамилии. В бюллетене, правда, появился директор Театрального центра «На Страстном» с дорогой сердцу каждого россиянина фамилией Пушкин. Но это выглядело, скорее, розыгрышем, маленькой пьеской для разрядки тишайшего и благонравнейшего из всех (включая советскую эпоху) театральных съездов. Калягин набрал 159 голосов из 166 оставшихся на 2-й день. Затем, согласно уставу, он предложил свой список членов секретариата, более чем наполовину состоящий из фамилий прежнего состава. Что с его стороны резонно — он с этими людьми сработался. А далее председательствующий Андрей Толубеев тщетно пытался добиться от зала выдвижения хоть каких-нибудь альтернатив, хотя бы ради приличия. Увы, за исключением двух-трех фамилий умиротворенный монолит зала не изверг из себя ничего, да и предложенные кандидатуры поддержки не получили. Список членов секретариата, предложенный Калягиным, был принят единогласно.

Съезд принял обращение, касающееся российско-грузинских отношений. Идею подал сам Калягин, поддержал и развил худрук Пермского театра оперы и балета Георгий Исаакян, рассказав чудовищную историю о том, как ряд молодых артистов его театра предложили своему коллеге с грузинской фамилией собрать вещички и убраться восвояси. Текст обращения мы приведем ниже.

Самый тихий и послушный в истории союза съезд говорит о многом. В первую очередь, об общем состоянии нашего коллективного сознания. И о состоянии театра, где пропасть между провинцией и столицей все увеличивается. С одной стороны, дееспособность и бойцовские качества Александра Калягина не вызывают вопросов, да и сделанное им на посту председателя говорит само за себя. Но с другой — не нашлось ведь больше ни одного желающего нести нелегкие общественные обязанности. Съезд напоминал хорошо отполированную и весьма популярную ныне властную вертикаль. В зале не было микрофонов для выступлений с мест. Не было, как уже сказано, львиной доли худруков московских театров. Известных актерских лиц было раз в десять меньше, чем случалось прежде. Вид на зал сверху состоял из седин и проплешин с вкраплениями женских причесок. С одной стороны, театральный съезд прошел более дельно и достойно, чем это случается на аналогичных мероприятиях других творческих союзов. Но с другой, — мягко говоря, есть о чем задуматься.

Резолюция V (XIX) съезда Общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)»

г. Москва 21 октября 2006 г.

Мы, делегаты и гости V (XIX) съезда Союза театральных деятелей Российской Федерации, считаем нужным высказаться в связи с последними событиями в отношениях между Россией и Грузией.

Поддерживая позицию руководства Российской Федерации в связи с недружественными проявлениями в отношении России со стороны грузинского руководства, мы считаем недопустимыми любые проявления неприязни по национальному признаку к людям грузинской национальности, проживающим в России и уважающим законы Российской Федерации. Тем более подобные проявления недопустимы в сфере культуры и искусства.

Неразумные действия грузинского руководства не могут перечеркнуть дружественные чувства россиян к братскому грузинскому народу и его талантливейшим сынам в сфере искусства.

Председательствующий на заседании съезда А.Ю.Толубеев, секретарь съезда Л.И.Плотникова  

Секретариат СТД РФ, избранный V (XIX) съездом Союза театральных деятелей Российской Федерации

Председатель СТД РФ (ВТО)

КАЛЯГИН Александр Александрович — художественный руководитель и актер Московского театра «Et Сetera».

Секретариат СТД РФ (ВТО)

БЕНЕДИКТОВ Станислав Бенедиктович — главный художник Российского академического Молодежного театра (РАМТ), заведующий кафедрой художественно-постановочного факультета Школы-студии им. Вл.И.Немировича-Данченко при МХАТе им. А.П.Чехова,

ИКСАНОВ Анатолий Геннадьевич — генеральный директор Государственного академического Большого театра России,

КОЗАК Роман Ефимович — художественный руководитель Московского драматического театра им. А.С.Пушкина, профессор кафедры мастерства актера Школы-студии им. Вл.И.Немировича-Данченко при МХАТе им. А.П.Чехова,

ЛЮБИМОВ Борис Николаевич — заведующий кафедрой истории театра России Российской академии театрального искусства (РАТИ — ГИТИС), директор Государственного центрального театрального музея имени А.А.Бахрушина,

ПЕТРОВ Андрей Борисович — художественный руководитель и главный балетмейстер Государственного театра «Кремлевский балет»,

СИМОНОВ Владимир Александрович — актер Театра имени Евг. Вахтангова,

СТЕБЛОВ Евгений Юрьевич — актер Московского академического театра имени Моссовета, профессор кафедры мастерства актера Российской академии театрального искусства (РАТИ — ГИТИС),

ТАРАТОРКИН Георгий Георгиевич — актер Московского академического театра имени Моссовета,

ТАРТАКОВСКИЙ Владимир Исидорович — директор Государственного академического театра «Московская оперетта»,

СУНДСТРЕМ Лев Геннадьевич — ректор Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства (СПбГАТИ — ЛГИТМиК),

ТОЛУБЕЕВ Андрей Юрьевич — актер Российского государственного академического Большого драматического театра имени Г.А.Товстоногова, председатель Санкт-Петербургского отделения СТД РФ,

ШВАРЦКОПФ Юрий Алексеевич — генеральный директор Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, первый заместитель художественного руководителя — директора Мариинского театра оперы и балета,

НОВОХИЖИН Юрий Михайлович — актер Псковского академического театра драмы имени А.С.Пушкина, председатель Псковского отделения СТД РФ,

ЗОЛОТАРЕВА-КРАВЦОВА Людмила Александровна — актриса Воронежского театра драмы имени А.Кольцова, председатель Воронежского отделения СТД РФ,

МАКАРОВ Владимир Андреевич — директор Брянского областного драматического театра имени А.К.Толстого, председатель Брянского отделения СТД РФ,

АБУШАХМАНОВ Ахтям Ахатович — доцент кафедры режиссуры и мастерства актера Уфимской академии искусств, председатель СТД Республики Башкортостан,

ИСААКЯН Георгий Георгиевич — художественный руководитель Пермского театра оперы и балета имени П.И.Чайковского, председатель Пермского отделения СТД РФ,

СОРОКИНА Галина Вениаминовна — председатель Нижегородского отделения СТД РФ,

СЛАВУТСКИЙ Александр Яковлевич — главный режиссер Казанского Большого драматического театра имени В.И.Качалова,

АЙГУМОВ Айгум Эльдарович — художественный руководитель Кумыкского музыкально-драматического театра имени А.П.Салаватова, председатель СТД Республики Дагестан,

БУШНОВ Михаил Ильич — актер Ростовского-на-Дону театра драмы им. М.Горького, председатель Ростовского отделения СТД РФ,

САФРОНОВ Михаил Вячеславович — директор Свердловского театра музыкальной комедии, председатель Ассоциации театров Урала,

ГВОЗДИКОВ Юрий Иванович — главный режиссер Красноярского театра музыкальной комедии,

СОКОЛОВА Валентина Николаевна — директор Омского областного театра юных зрителей имени 20-летия Ленинского комсомола,

СЛАВСКИЙ Александр Петрович — актер Приморского краевого драматического театра им. М.Горького, председатель Приморского отделения СТД РФ,

ИСРАФИЛОВ Рафкат Вакилович — художественный руководитель Оренбургского областного драматического театра им. М.Горького,

ЯКОВЛЕВ Валерий Николаевич — художественный руководитель Чувашского академического драматического театра имени К.В.Иванова, председатель СТД Чувашской Республики.