|
|
|
|
|
|
Адрес:
Ул. Неглинная, д.8/10 Схема проезда |
Царица-певицагазета «Московский Комсомолец» 25 октября 2006 г. Оксана ХИМИЧ Я опоздала к ней на шесть минут! Катастрофа! Вот за такие проступки она отчисляет студентов из своей школы. “Должна быть дисциплина. Железная“, — говорит она. И так всю жизнь. Сегодня Галина Вишневская отмечает юбилей. В этот день мы осмелились приблизиться к ней, хотя бы на самую малость. И попросить мастер-класс. Не вокальный, конечно, — по жизни. Разумеется, если это позволит сделать сама Галина Павловна… Интервью назначено за пару дней до юбилея. В кабинете Галины Павловны, что на Остоженке, витает аромат благоухающих цветов: розы, лилии, хризантемы, герберы… Она не верит в приметы и принимает поздравления еще до самого юбилея. К черту предрассудки! Жизнь достаточно била, ломала, скручивала. Но она всегда с прямой спиной. Как и в этот раз. Я вручила ей алые розы. Ее улыбку в этот момент я хорошо запомнила — во время интервью это случалось нечасто… — Галина Павловна, в эти дни проходит международный конкурс оперных исполнителей Вишневской. Вы его задумали в пику другим? — Как это в пику? А разве у нас проходят еще какие-то конкурсы? — В Большом, например. — Разве? Большой театр устраивает конкурс? По-моему, нет. — Понятно, Галина Павловна. Можете назвать молодых, ярких оперных певцов? — В Большом театре таких не знаю. Может, я недостаточно хорошо знакома с труппой. А за границей… Настоящих, какие были в мое время, нет. Ни в России, ни за границей. — А как же Басков? — Я знала, что вы про него спросите. Я не видела его концертов. Знаю, что он эстрадный певец и талантлив для эстрады, может быть, даже для оперетты. Но, конечно, он не тенор для оперы. “Ради бога, не смейте реветь!“ — Вы всегда такая жесткая? — Нет, не жесткая, скорее требовательная. Я просто очень громко говорю. Например, во время мастер-классов. Я делаю замечания студентам во время их пения. Просто не хочу останавливать их, время только даром терять. И получается, что кричу, чтобы он услышал. Кто меня плохо знает, пугается сразу. Девочки особенно. Некоторые даже плакать начинают. А я им говорю: не смейте реветь, ради бога! — А у вас часто бывают глаза на мокром месте? — А что ж я, железная, что ли? Я человек, я женщина со всеми вытекающими отсюда последствиями. — Когда последний раз плакали? — Последний раз… последний раз… Когда ж я плакала? Это было связано с искусством… — А с домашними? С Ростроповичем, например? — Ой, вот таких ссор я стараюсь избегать. У меня есть возможность уйти в другую комнату и закрыть за собой дверь. Переждать. Такое мудрое решение всех споров пришло с возрастом. В молодости оба стараются доказать свою правоту. Я всем женщинам советую не переделывать мужа. Не стараться перевоспитать. Ничего не выйдет. Никогда! Вот какой есть — такой есть. Жила с ним и дальше живи. Терпела, согласилась с его недостатками, знала, за кого шла… Соображай теперь! А если хочешь, чтобы муж добился большего в профессиональном смысле, его надо подталкивать. Но это очень тонкая вещь… — И как же действовать? — Знаете, с годами я пришла к такой мысли: живи своими мыслями и чужими чувствами. То есть поставь себя на его место. И сразу поймешь, что нужно ему говорить, а что нет. Вот так же и насчет профессионального роста мужа… — Да-да, интересно: стал бы Ростропович гением, если бы рядом не было Вишневской? — Он гениальный музыкант. Была бы я с ним или нет — он состоялся бы в любом случае. Но я здесь! Хотите вы того или нет, я все равно с ним. Мы 51 год вместе живем, у нас двое детей, шестеро внуков. И вот что я вам скажу: между нами всегда было, если так можно выразиться, взаимное обогащение. — Сложно представить, что вы можете терпеть критику, даже от собственного мужа. — Конечно, это не очень-то приятно. Соврет тот, кто скажет: “Мне приятно, когда меня критикуют“. Всем больно и обидно. И мне тоже. Но когда слышишь ее от такого великого музыканта, как Ростропович, надо очень хорошо это слушать. Забыть про свои нервы, спрятать в карман самолюбие. — А на приятные слова Мстислав Леопольдович не скупится? — Конечно. А как же! — И что говорит? — Что говорит? Что я красивая. — Каждый день? — Говорит, говорит… — Как он вас ласково называет? — Лягушкой. Видите, на рояле у меня много сувениров, лягушек. Вот он меня так ласково и называет — лягушкой! — А вы что в ответ? — А я ему говорю, что он Буратино. А что еще сказать мужчине? Но вы не подумайте, у меня чудесный муж, я очень его люблю в самом деле. Он верный человек, не предаст. Это самое главное, что должно быть в мужчине. “Одежду могу купить и на базаре“ — Я читала, Ростропович когда-то сказал: моя жена должна выглядеть как царица. Соответствуете? — Стараюсь. Как? Одежду покупаю где придется. Скажу вам, что никогда не была привязана к определенному дизайнеру. Нет, я это не люблю. Вот иду, гуляю по бульвару… И обязательно смотрю на витрины. Мне понравилась вещь, я приду домой, подумаю о ней. На следующий день снова подойду к витрине, посмотрю. Но главное: пока не решу, что мне эта одежда точно нужна, не захожу в магазин. Там же эти продавщицы сразу пристают: мадам, мадам… Нет, этого не люблю — ужас какой! Я очень тяжело расстаюсь с вещами. Но на этикетки внимания не обращаю. Могу даже на базаре купить. Главное, чтобы цвет понравился. — Какие ваши цвета? — Когда-то зеленый. Сейчас нет, надоел. Люблю черный, красный, белый. Вот такие. — А драгоценности? — Вот украшения люблю. И не стесняюсь носить фальшивые. Есть совершенно замечательная бижутерия, которую ношу с удовольствием. Ну а если говорить о камнях… Конечно, бриллианты. И очень изумруды люблю. — Муж дарит? — Он, конечно, дарит. Но такие вещи, которые я отношу на хранение в банковский сейф и больше не вижу. Так они там и лежат… — Галина Павловна, вижу, у вас идеальная прическа и макияж… — Все сама. А как же?! Кто же будет этим заниматься? Камеристку мне держать, что ли? Нет, всю жизнь на гастролях, на колесах. Приезжаешь в незнакомый город, вечером концерт — в какую парикмахерскую идти? Да там так накрутят, что потом голову под струю воды и сама все переделывать. Иду к парикмахеру только стрижку сделать, а укладываю волосы сама. — А как насчет пластической хирургии? — Не признаю этого. Даже маски никогда не делала. Вот скажу: у меня довольно сухая кожа, и на ночь я должна нанести на лицо жирный крем. А утром ничего: сполоснула водой, высушила, нанесла пудру. И все — больше ничего не делаю! Да я и спортом никогда не занималась. Надо только себя в еде ограничивать. Вот когда я пела, весила 60 кг и не больше! А когда оставила сцену — немножко пополнела. Но и сейчас стараюсь ограничивать себя в еде. Полнота — это ужасно, она всегда женщину уродует и старит! “С Солженицыным почти не общаюсь“ — Распределите по степени важности такие понятия, как “любовь“, “дружба“, “профессия“, “карьера“, “семья“, “деньги“. — Семья и карьера обязательно связаны, это нужно сочетать. Сложно, но куда вы денетесь? Не будете сочетать, значит, все разрушите. Надо быть умнее, держать себя в руках — другого рецепта нет. — Вы часто говорите, что у вас много завистников… — И от них нужно уметь защищаться. Вот, например, если вас пригласили на вечеринку, нужно узнать, что за компания там соберется. И по возможности одеться скромнее, чтобы тем самым расположить к себе женщин… Но обезопаситься от зависти в профессии, в театре невозможно. Если ты спела хорошо, что уж тут поделаешь? Но меня всегда уважали в театре. Я занимала определенное положение и старалась говорить то, что думаю. Правда, очень осторожно, нужно щадить самолюбие артистов! Мы все очень ранимые. — Что насчет дружбы? — У меня много знакомых. Но мои самые близкие подруги — дочки. Это подруги, которым я могу рассказать даже самое сокровенное. Не боясь, что они воспользуются моим расположением и предадут. Как бывало не раз в моей жизни. — Когда-то вы пострадали из-за Солженицына. Имею в виду тот случай, когда вы приютили опального писателя у себя на даче и после этого вас вынудили покинуть СССР. А сегодня с Александром Исаевичем часто общаетесь? — Очень редко. Он затворником живет. И это суть его характера. Он не из тех, кто придет в гости поболтать или просто за столом посидеть. Это совершенно другой человек. — Судя по вашей книжке “Галина“, вы по жизни борец. Откуда силы? — Вы хотите, чтобы я сказала: ем много мяса и витамины пью? Такого нет. Если я уверена, что права, то я буду этого добиваться. Именно убежденность в своей правоте и дает мне силы. Бороться меня заставила сама жизнь. А может, это заложено на генетическом уровне — не сдаваться ни при каких обстоятельствах. — Чувствуете себя победительницей? — Я счастливый человек. В творческом плане мое самое счастливое время пришлось на работу в Большом театре. Это безусловно. Даже несмотря на то, что мой отъезд из СССР, в частности, состоялся и из-за артистов Большого. Но те учителя, режиссеры и дирижеры, которых я встретила в этом театре, — и есть счастье. — А в личной жизни? — А личное? Это мои дети, мой муж, моя семья… Вот на юбилей в Москву приедут дочки с внуками. — Вы знаете уже, что вам подарят? — Не знаю. Вот своим внукам я уже перестала дарить свитера, кашемир. А может, им это и не нужно. Верно же? Поэтому я им деньги даю, говорю: купи себе что хочешь. Так лучше всего. Он в самом деле купит то, что ему надо. — И сколько? — Когда как: 200—300, что-то в этом роде. — Долларов? — Да-да… * * *— В вашей книжке “Галина“ вы написали, что ваша мать была цыганкой. А вы умеете гадать? — Гадать я могу, но никогда этого не делаю. — И себе тоже? — Нет, не надо. Но человека вижу насквозь… — А что вы про меня можете сказать? — Зачем? Этого не нужно… Но я мгновенно определяю: можно доверять или нельзя. И особенно важно первое впечатление. Вот я когда только знакомлюсь с человеком, должна этот самый первый момент схватить, зафиксировать. Я просто убеждена, что именно первое впечатление совсем не обманчиво! А ты?.. Ну что, хорошая девочка. И в награду за это я тебе вот что сделаю… Галина Павловна встает с дивана и подходит к музыкальному центру. Долго нажимает на кнопочки, ищет что-то… И вдруг… Зазвучал ее голос — отрывок из легендарной в ее исполнении партии “Мадам Баттерфляй». Она села напротив меня, и мы прослушали отрывки и из других ее партий. — Да, — подытожила Галина Павловна. — Таких оркестров нынче нет. Но и Галины Павловны на сцене больше нет! — И улыбнулась как-то совсем молодо и даже по-хулигански… |