Адрес:
Ул. Неглинная, д.8/10

Схема проезда
СМИ

В тесноте обидно. Провиантские склады  последняя надежда для Музея истории Москвы

В тесноте обидно

Провиантские склады  последняя надежда для Музея истории Москвы

На фоне бесконечных летних реставраций, громкого скандала с кражей в Эрмитаже со всеми вытекающими последствиями, 250-летнего юбилея государственного русского театра почти незаметным осталось долгожданное соглашение о разделе столичных памятников культурного наследия между федеральными и московскими властями. А между тем этот передел собственности коснулся очень ценных архитектурных ансамблей, в частности знаменитого исторического памятника XIX века - Провиантских складов на Зубовском бульваре. Три огромных монументальных здания в стиле ампир с лаконичными лепными рельефами на гладких стенах были построены в 1829 году как военный объект. В советские времена сюда переехала служба Министерства обороны, но где-то с середины 90-х столичные власти стали поговаривать о реконструкции объекта и выезде из него силовых структур. Претендентов занять просторные и очень удобные с функциональной точки зрения помещения было немало: сюда хотели попасть и Музей революции с Тверской, и Московский дом фотографии, и Музей кино…. В последнее же время ходили слухи, что в зданиях будет располагаться многофункциональный Центр современного искусства, созданный по инициативе Зураба Церетели. Однако, как известно, склады находились в федеральном ведении, потому судьба их до недавнего времени оставалась довольно неясной. И вот в СМИ, наконец, поступили сведения о передаче Провиантских складов Музею истории Москвы. Об этом 8 августа сообщил мэр города Юрий Лужков на заседании столичного правительства. Практически все музейное сообщество согласилось со справедливостью подобного решения: ведь Музей Москвы, являющийся визитной карточкой города, несомненно, должен располагаться в достойном помещении. Практически во всех крупных европейских и азиатских столицах власти очень трепетно относятся к данному вопросу. Например, в Париже музею города предоставлен огромный особняк площадью 20 тысяч квадратных метров, в Лондоне  специально выстроенное здание плюс старые доки, расположенные вдоль Темзы, Сеул славится идеально технически оснащенным музеем и т.д. Вот и российская столица решила заняться своим музейным престижем. «Мы имеем готовое здание,  сказал Юрий Михайлович на заседании.  В Провиантских складах будем размещать Музей истории Москвы». Слово мэра, как говорится, закон. Но не всегда…

Сама история музея началась с Всероссийской художественно-промышленной выставки, проходившей в Нижнем Новгороде в 1896 году, где были продемонстрированы важные достижения по благоустройству Москвы, санитарному состоянию города, уровню просвещения, благотворительности и многих других аспектов жизни. На основе этой обширной экспозиции был открыт новый Музей московского городского хозяйства, в 1921 году переименованный в Московский коммунальный музей. К сожалению, изящную Сухаревскую башню, где располагалась его коллекция, снесли в результате «великого сталинского» плана реконструкции города. В середине 30-х годов музей находит свое последнее на сегодняшний день пристанище  церковь Иоанна Богослова под Вязом. На данный момент Музей истории Москвы представляет собой очень интересное объединение, включающее в себя шесть филиалов, в частности - Музей археологии, Музей русской гармоники А.Мирека, комплекс Лефортово и т.д. «За это время в музее накопилось невероятное количество ценнейших экспонатов,  рассказывает директор музея Галина Ведерникова, взять хотя бы первый „Москвич“, собранный в столице, прекрасные диорамы, которые хранятся в наших запасниках, богатейшую коллекцию исторических костюмов. Их никогда не показывали широкой публике, и все из-за тесноты и отсутствия достойных условий». Действительно, достаточно однажды побывать в музее, чтобы понять, что здание старинной церкви никак не подходит для его нужд. Узкие помещения с низкими потолками и тесными лестничными проемами совершенно не приспособлены для экспозиций, выставок, музейных мероприятий. А что уж говорить про условия работы: душные и темные из-за крошечных окон административные помещения, протекающие трубы, сырость… «В таком же бедственном положении находятся и Конный двор в Кузьминках, и Старый Английский двор на Варварке, и Музей русской гармоники. Фондохранилища находятся только здесь  и в ужаснейшем состоянии,  добавляет директор.  Каждый вид экспонатов требует специальных условий хранения: определенную температуру, свет, оборудование и т.д. Мы этого обеспечить не можем. В храме Христа Спасителя, где есть тоже наш филиал, вообще хранить ничего нельзя».

Но надежды на достойное здание не угасали никогда, более того, даже подкреплялись «голосом» из мэрии. Среди предложенных вариантов фигурировали торговые ряды Гостиного Двора, Музей Ленина, ныне отошедший Государственному историческому музею, усадьба князей Гагариных на Страстном бульваре и др. Самым долгоиграющим и, по словам Ведерниковой, вялотекущим оказался «роман» с комплексом на Страстном, воспетым Стендалем в одном из писем на родину. В данный момент там располагается городская поликлиника. Уже был разработан проект реконструкции здания, подписаны необходимые документы, но переезд то и дело переносился на разные сроки. Сначала городские власти это объясняли отсутствием денег на строительство нового помещения для больницы, потом и вовсе перестали оправдывать задержки. Сотрудники музея к такому повороту событий уже привыкли, поэтому терпеливо ждали следующего взрыва активности со стороны столичных властей. Ждали и, между прочим, развивали все более бурную музейную деятельность: осуществляли различные городские мероприятия, как, например, Международный день охраны памятников и достопримечательных мест, празднование Дня исторического и культурного наследия; разрабатывали увлекательные экскурсии для младших и старших школьников Москвы и т.д. Естественно, новое здание стало просто насущной необходимостью. Очередным предложением стали Провиантские склады.

«Это, конечно, был бы идеальный вариант, - комментирует решение мэрии Ведерникова.  Провиантские склады - памятник московской архитектуры, так что музей здесь вполне уместен. Строгая, простая архитектура. Тут высокие потолки, большие площадки - общая площадь исторической застройки более 37 тысяч квадратных метров, учитывая прилегающие территории, все вместе составляет около 90 тысяч квадратных метров. Мы такого никогда не имели: на Новой площади у нас около 3,5 тысячи квадратных метров. Если прибавить все филиалы, то, может быть, тысяч десять наберется. Ведь наши филиалы небольшие  по 400, 500 квадратных метров». Проект реконструкции уже готов: в отреставрированном здании планируется создать депозитарий, или центр фондовых коллекций, где, по идее, должны будут располагаться крупные выставки и реставрационные мастерские; большое помещение предполагается для постоянной экспозиции. А одно здание Ведерникова мечтает полностью посвятить тематическим выставкам, а также экспозициям из зарубежных музеев. Конечно, будут предусмотрены площадки для конференций, концертных и театральных выступлений, крупная административная зона и площадь для фондохранилищ. Архитекторы, подготовившие проект, кроме всего прочего, предусмотрели перекрытия, переходы между зданиями, а также подъезды, подходы для посетителей, рекреационные, накопительные зоны, автостоянки и пр. Одним словом, это грандиозный план по созданию культурного центра на основе Музея истории Москвы.

Первый шаг в осуществлении проекта уже сделан: построены компенсационные помещения для Минобороны. Так что договор с министерством уже подписан. Однако пока нет ни одного распорядительного документа из мэрии с отдельной строкой о бюджете данного мероприятия. А пока отсутствует документ, наделенный реальной юридической силой, проект не может быть осуществлен. Увы, история слишком похожа на все предшествующие. «Но мы все равно ждем,  поделилась Галина Ивановна, - и надеемся, что Провиантские склады окажутся более удачным вариантом, нежели все предыдущие». А что остается? Надежда, как говорится, умирает последней.

 

газета «Культура» 31 августа-6 сентября 2006 г.

автор: Юлия АНТОНОВА