Адрес:
Ул. Неглинная, д.8/10

Схема проезда
СМИ

По морю аки посуху

Газета «Вечерняя Москва» 27 августа 2007 г.
Ольга Никольская

Каспийский монстр приводнится на Химкинском водохранилище
Экраноплан – гибрид корабля и самолета – готовится стать экспонатом Музея истории ВМФ России в Захарковском заливе Химкинского водохранилища.
Это почти напротив Северного речного вокзала. С ходом работ по созданию этого музея на средства городского бюджета в субботу познакомились мэр столицы и члены московского правительства.
Здесь уже поставлена на вечную стоянку подводная лодка Б-396, в которую открыт доступ. Рядом ждут своего часа десантный катер Д-357 «Скат» и экраноплан С-26 «Орленок».
Удивительный этот «Орленок»! Его длина – 58 метров, высота – 16, а размах крыльев – 31 метр.
Когда американцы в 60-е годы прошлого века впервые увидели из космоса этот уникальный летательный аппарат над морем в районе Махачкалы, то окрестили его «Каспийским монстром». Он их страшно заинтриговал.
Действительно, в СССР тогда впервые был создан корабль-самолет, использующий «экранный эффект», или динамическую воздушную подушку. Разработка на многие годы опережала заграницу, где о создании подобных аппаратов еще не думали. Кто из москвичей не помнит суда на подводных крыльях – «Ракету», «Метеор», «Комету»? Они бегали и по Волге, и по Москве-реке. Все родились в КБ конструктора Ростислава Евгеньевича Алексеева (1916–1980). Отсюда же вышел «Орленок», который полностью оторвался от воды и совершил свой первый полет еще в 1961 году.
– Для американцев он был непонятный «монстр», а для нас настоящее военное чудо, – рассказал «ВМ» начальник отдела фирмы «Скоростной флот» Сергей Котлович. – Он мог зависать на высоте в 3–4 метра, максимум 15 метров над поверхностью воды или земли и, оставаясь совершенно недоступным для радаров, перевозить людей и боевую технику со скоростью 500 километров в час. Брал на борт до батальона десантников и несколько БТРов. Работает экраноплан на авиационном керосине, а топлива тратит меньше, чем транспортный самолет в пересчете на грузоподъемность. Выдерживает шторм до 4 баллов.
Специалисты считали его «прорывом» в развитии военной техники. Но в 1990-е программа была свернута. На базу в Каспийске допустили американских специалистов, которые без всяких ограничений засняли «монстров» на видеопленку. Сэкономив миллиарды долларов, американцы взялись за разработку своих аппаратов. По словам Сергея Котловича, они до сих пор не слишком преуспели. А мы, потеряв много времени, снова повернулись лицом к экранопланам, имеющим большую перспективу, как для мирных, так и для военных целей. Особенно полезными они могут быть в чрезвычайных ситуациях.
Юрий Лужков привлек внимание к полузабытому чуду техники, решив приобрести для Москвы на базе в Каспийске практически бесхозную машину. Она была построена в Горьком (Нижнем Новгороде) в 1978 году, а последний полет совершила в 1993-м. Теперь будет стоять на Химкинском водохранилище, чтобы все видели, какую технику мы умели делать и к чему снова придем, но уже на уровне новейших технологий.
Сейчас на строительстве музея выполнено берегоукрепление и локальное углубление дна в акватории залива. Осенью с временных опор «Орленок» должен быть поднят на постоянные пилоны в положении взлета. Пока есть одно предложение – открыть в нем кинозал, где будут демонстрироваться фильмы о морской авиации. В дальнейшем он будет включен в мемориальную экспозицию музея ВМФ.