Адрес:
Ул. Неглинная, д.8/10

Схема проезда
СМИ


В театрах я бываю по работе

Газета «Вечерняя Москва» 23 июля 2007 г.
Автор: Наталья БОБРОВА, Игорь ЛОГВИНОВ

Художника обидеть может каждый. А защитить?

Традиционная встреча коллектива редакции за самоваром с и. о. председателя Комитета по культуре Москвы Сергеем Худяковым началась с того, что журналисты «Вечерки», большие поклонники творчества Николая Васильевича Гоголя, решили узнать из первых уст, как же встретит столица в 2009 году 200-летие со дня рождения классика.
– Сергей Ильич, будет ли, наконец, в Москве создан музейный Центр Гоголя?
– Действительно, к нашему огромному сожалению, сегодня в России нет такого музейно-мемориального центра, где собрались бы прижизненные документы, мемориальные предметы и архивные материалы гоголианы.
Между тем 200-летие со дня рождения писателя будет широко отмечаться на федеральном уровне. Главные юбилейные мероприятия планируется провести в Москве. Год Гоголя определит девиз Дней исторического и культурного наследия в Манеже, нашей главной выставочной площадке: «Гоголь и его окружение. Из собраний государственных музеев и частных коллекций».
Плюс выставка «Гоголь в изображении современных российских художников». Еще – конкурсы спектаклей, Международная конференция «IХ Гоголевские чтения» – «Гоголеведение в ХХI веке», торжественное заседание в Малом театре, экскурсионная программа «Гоголь в Москве» и многое другое…
Но самым достойным вкладом Москвы в подготовку к юбилею писателя будет создание музейно-библиотечного Гоголевского центра. Эту идею поддержал мэр Москвы Юрий Лужков.
– Это будет совершенно новое учреждение?
– Да, для Москвы, хотя прецедентов подобных учреждений в мире немало. «Гоголевский центр» – научная библиотека-музей, разместится в единственном в России месте, сохранившем память о пребывании Гоголя, – «Усадьбе Толстых», что на Никитском бульваре, дом 7. Там прошли последние годы жизни писателя.
Здесь он закончил «Размышления о Божественной Литургии» и вторую часть «Мертвых душ»… Здесь предполагается воссоздать комнату, в которой скончался классик. Она будет называться Комната памяти Н. В. Гоголя и войдет в состав мемориальной экспозиции Гоголевского центра.
Расширится и «Библиотека – мемориальный центр «Дом Гоголя», занимающая сегодня один из двух флигелей усадьбы. Обязательно к библиотеке присоединится и второе здание. Там сейчас размещены арендаторы, которые освободят помещение уже в следующем году. Этот проект входит в программу «Культура Москвы 2008–2010».
– Эта программа, кажется, уже пятая по счету. Чем-то она отличается от предыдущих?
– Во-первых, она более объемная. Во-вторых, носит инновационный характер – задает определенную стратегию на долгие годы. Так, в ней сделаны акценты на развитие культурной сферы в районах массовой жилой застройки и прежде всего в отдаленных районах рядом с Кольцевой дорогой. Ведь там ведется интенсивное жилищное строительство, а культура не всегда успевает за ним. И это просто недопустимо. Новая программа выравнивает возможности в восприятии культурных услуг для всех жителей города.
В-третьих, это глубокая, очень продуманная модернизация объектов культуры. Пришло время внедрять туда новые, современные информационные технологии.
– Мэр объявил нынешний год в столице Годом ребенка. Это как-то отражается в программе?
– Конечно. Мы стремимся привлечь детей в учреждения культуры, заинтересовать их… Мы будем социально поддерживать семьи с детьми, создавать благоприятные условия для развития личности. Но мы очень рассчитываем на то, что первые шаги для приобщения детей к культуре сделаны в семейном кругу. Нам нужно расширять формы семейного досуга. Мы найдем чем заинтересовать детей, которых мамы и папы, бабушки и дедушки приведут в учреждения культуры.
Кстати, сейчас в системе Комитета по культуре около 400 учреждений и объектов ведут работу прежде всего с детьми. В том числе – 176 библиотек, более ста клубных учреждений и их филиалов, большая группа учреждений дополнительного образования, детские театры и другие центры.
Правительство города за счет своего бюджета планирует в два раза (до 600 тысяч) увеличить число организованных посещений детьми театров, концертных организаций и музеев.
Кстати, недавно впервые в Москве появилась детско-юношеская театральная афиша. Она издана тиражом тысяча с лишним экземпляров и распространяется, прежде всего, в школах Москвы. Еще раньше появилась такая же киноафиша…
– А где сейчас в городе можно посмотреть детские фильмы?
– В городе создано 8 детских кинотеатров – государственных учреждений культуры. Мы заканчиваем ремонт части из них. Создали научно-методический центр на базе кинотеатра «Салют», который будет координировать работу таких кинотеатров. Надеюсь, что к концу этого года появятся уже семь работающих детских кинотеатров. И останется привести в порядок только «Арктику»… Сейчас думаем над единым дизайном этих кинотеатров.
Закупили уже несколько партий фильмов из нашего «золотого фонда» детского и юношеского кино. В рамках цикла «Пойдем в кино» бесплатно показываем нашу классику. Сегодня мы закупаем старые мультипликационные фильмы, будем их показывать в детских кинотеатрах. Поскольку их все же не так много, я агитирую за то, чтобы в каждом нашем кинотеатре ГУП «Московское кино» были сеансы для детей, для ветеранов. Большие надежды в этом плане у нас на кинотеатр «Художественный», который не так давно превратился в Центр российских премьер.
– А что с детскими библиотеками? Вас не тревожит, что сегодня все больше ребят оккупируют не читальные, а компьютерные залы (кинотеатров в том числе), где сражаются с виртуальными врагами?
– Мы считаем, что библиотеки должны бороться за своего юного читателя – пора развивать активные формы пропаганды книги, чтения, самообразования. Для этого нами разработан пилотный проект организации семейных библиотек по месту жительства.
Цели и задачи таких центров – привлечь к чтению всех членов семьи по так называемому «семейному формуляру». Для детей разного возраста предусмотрены детские игровые комнаты с развивающими играми, книжками с жесткими страницами в целлофане, музыкальным оформлением, компьютерами с лицензионным программным обеспечением. В перспективе в каждой из библиотек семейного чтения – а их сегодня в городе 27 – появятся и лингафонные кабинеты с оборудованием для аудиолитературы. А партнерами таких центров станут школы, вузы, музеи, театры, творческие союзы, различные общественные организации.
– Звучит заманчиво. Но не получится ли так, что все эти семейные библиотеки и другие культурные ценности снова осядут в центре? А в спальных районах – например, ОреховоБорисово – как не было ни одного театра, так и не будет?
– Да, в Москве есть несколько районов, где не хватает библиотек, музыкальных школ и клубов по месту жительства. Я думаю, что они должны появиться там, где их сегодня нет. Или дополнить уже имеющуюся инфраструктуру. Как раз недавно на заседании правительства рассматривался вопрос о размещении объектов культуры до 2020 года. Это очень важная и больная тема. И в ходе обсуждения главный архитектор города Кузьмин предложил создавать объекты модульного типа – достаточно технологичные, относительно недорогие для строительства и при этом сочетающие в себе все учреждения, которых в данном месте не хватает.
– То есть по принципу – три в одном? Или даже четыре?
– А почему бы под одной крышей не разместить детскую музыкальную, художественную школу или клуб по месту жительства? Почему не отвести там какой-то блок для библиотеки, если нельзя создать ее в виде автономно стоящего здания? В Москве ведь все меньше и меньше свободных помещений и территорий, поэтому такой подход, мне кажется, будет оптимальным и для города, и для жителей.
– А какие еще новые музеи появятся в ближайшем будущем?
– Мы гордимся тем, что Москва – это одна из культурных столиц мира. Но мы не можем механически расширять культурное пространство столицы. Поэтому наши предложения, как правило, эксклюзивны, уникальны и дополняют культурное пространство города такими учреждениями, которых раньше не было, но которые сегодня нужны москвичам.
Приведу пример. В Москве создается Музей Военно-морского флота России, уже появилась его первая часть – музей «Подводная лодка». Нас радует, сколько тысяч москвичей хочет этот музей посетить! Сегодня в дополнение к нему на пространстве акватории Химкинского водохранилища появляются уже новые корабли, недавно там обосновался экраноплан. И со временем у нас появится большой и совершенный Музей Военно-морского флота.
А Музей истории Москвы? Пора серьезно подумать над его названием. Может быть, есть смысл назвать его Музеем Москвы. И в это понятие включить и историю нашего города, и сегодняшний день, и моменты его развития. Этому музею переданы уникальные помещения. Я имею в виду Провиантские склады.
И как вторая очередь развития этого учреждения – музей-усадьба князей Гагариных на Страстном бульваре. Наша задача – создать на этом пространстве музей современнейших технологий.
Еще мы думаем о создании Музея XX века. Живы люди, которые готовы оставить архивы, материалы, воспоминания. И если мы сумеем эти материалы собрать (работа с московскими музейщиками уже началась), то это будет совершенно уникальная экспозиция.
Вы знаете, что в Париже очень интересно работает Музей моды. В Москве такого музея пока нет. Но уже принято решение правительства по этому вопросу. Мы очень рассчитываем на то, что его художественным руководителем станет Валентин Юдашкин. Этот музей должен украсить Москву как комплекс, в котором будут сочетаться и постоянные экспозиции, и временные, и культурные программы демонстрации мод, и многое другое.
Напомню, что и музей-заповедник «Царицыно», который окончательно распахнет свои двери ко Дню города – тоже музей нового для столицы типа – дворцового.
– А вот журналисты «Вечерки» выдвинули идею создания Музея московского быта. Как вы на это смотрите?
– Я читал этот материал. И порадовался, что такие креативные идеи высказывают журналисты «Вечерки». Думаю, что это очень интересно. Очень часто вы умеете подсказать что-то толковое. Я бы эту идею активно поддержал. И мы готовы взяться за ее воплощение. Давайте работать вместе.
У сотрудников Музея истории Москвы уже есть конкретные мысли, каким этот музей должен быть.
Мало того, я бы эту идею развил дальше. Из центра города выводится очень много предприятий. И одно из них я бы отдал культуре. Может быть, даже объявил бы конкурс на концепцию использования территории. Там можно было бы создать уникальное музейно-выставочное, а может быть, и театральное пространство.
Ваша газета писала о проекте, который называется «Винзавод». Но это частный проект, частная территория. Тем не менее ребята начали работать очень интересно. И я знаю, что у многих людей, которые увлекаются современным искусством, уже тропа проложена на этот «Винзавод». Надо бы к подобным частным проектам добавить еще государственные.
– Музеи музеями, а ведь и взрослые почти не ходят в библиотеки. Даже ХХI века… Что делать, Сергей Ильич?
– Придут – можете не сомневаться. Это абсолютно реальная задача. Мы построим современнейший библиотечный комплекс на 45 тысяч квадратных метров.
– Серьезная альтернатива Ленинке…
– Если у нас появятся пять или десять современных библиотек – разве это альтернатива? Это просто хорошо. Поэтому Ленинка будет решать свои задачи, а мы – экспериментировать. Так, на месте Бауманского рынка принято решение разместить новое здание главной городской библиотеки – Некрасовской.
Есть уже концепция, которая предполагает и создание института, который готовил бы для библиотек Москвы кадры. Возможно, надо подумать о курсах повышения квалификации – в библиотеках города, да и России в целом, существует очень серьезная проблема возраста кадров. Молодежь в последние годы не хочет поступать в библиотечные вузы, на библиотечные факультеты.
– Как поднять престиж этой профессии?
– Библиотечное дело не стоит на месте. Молодежь в библиотеки пошла грамотная: все работают с компьютером, владеют современными технологиями. Интеллект-центры в библиотеках – это только первые ласточки. Уже сегодня модернизирована каждая вторая библиотека – создано 176 многофункциональных интеллект-центров. Мы видим, как модернизация библиотек, компьютеризация и автоматизация библиотечных технологий поднимают престиж этой специальности, привлекают в эту профессию молодые кадры.
Недавно на последнем конкурсе профессионального мастерства библиотечных работников я с радостью увидел в зале и среди самих конкурсанток молодых, красивых, задорных девушек. Думаю, нам надо двигать этот процесс дальше. Тогда удастся избежать кадрового кризиса в рядах библиотечных работников.
– Кстати, о кадрах. Как известно, рядовые работники культуры – музейщики, билетеры, библиотекари – зарабатывают очень скромно…
– За последнее время правительство города предприняло достаточно конкретных шагов по увеличению заработной платы в этой сфере. Сегодня средняя заработная плата работников культуры приближается к 14 тысячам рублей. Это очень серьезное достижение, ведь еще год или полтора назад цифра была в два раза ниже.
Вместе с тем она все-таки ниже, чем во многих других областях. И надо стремиться, конечно, к другим показателям. Поэтому мы будем добиваться дальнейшего роста заработной платы. И у правительства Москвы есть определенная программа в этой области. Наша задача – доказать, что культура – одна из ведущих отраслей города, поднять престиж ее работников.
– А что делается для творческой молодежи? Какие у нее перспективы?
– Сегодня эта проблема особенно волнует нас в области театра. Мы гордимся русским репертуарным театром, считаем, что это наше национальное достояние. А еще несколько лет назад нас всерьез тревожила опасность потерять целое поколение молодой режиссуры, молодой драматургии.
Сегодня этих пессимистических настроений становится все меньше. У нас уже работают проекты по поддержке молодежи в репертуарном театре, совершенствуется система государственных грантов… Именно об этом говорилось на недавнем заседании молодежного правительства. Мы там предложили концепцию «О мерах по дальнейшему совершенствованию работы с творческой молодежью в целях сохранения и развития столичного театра» (забегая вперед, скажу, что обсуждение получилось живое и заинтересованное. Проект принят за основу, и мэр отправил его на дальнейшую доработку).
Ведь кадровая ситуация в московских театрах очень непростая. Многие театральные коллективы нуждаются в омоложении – в Москве сейчас 3700 актеров работают в репертуарных театрах. Из них только 800 – моложе 35 лет. А надо, чтобы их число было не меньше 1200. Давно подсчитано: для успешной работы труппы необходимо, чтобы она на треть состояла из молодежи…
И у вчерашних выпускников театральных вузов тоже немало своих профессиональных проблем – по десять лет им приходится ждать достойной роли… Не говоря уже о том, что коллективам катастрофически не хватает сцен.
– Что же конкретно вы предлагаете?
– Целый комплекс мер. Это и расширение сети свободных театральных площадок для реализации молодежных проектов. Например, «Открытая сцена» дала путевку в жизнь более 200 проектам молодых деятелей культуры, стала настоящей «фабрикой молодых». Или такие новые образования, как Центр драматургии и режиссуры п/р А. Казанцева и М. Рощина или Театральный центр «Практика».
Скоро откроются Театр на Беговой, Щукинская сцена. В отличие от коммерческой антрепризы эти проекты сочетают в себе лучшие традиции репертуарного театра с экспериментальным поиском молодых.
В поисках эффективных путей обновления театра мы обратились к отечественному опыту создания театров-студий. Как эксперимент уже созданы молодежные студии при театре им. Пушкина (его художественный руководитель Роман Козак сейчас выпускает замечательный курс в Школе-студии МХТ) и при Мастерской Петра Наумовича Фоменко (там конкурс достигал 140 человек на место!). Думаю, необходимо использовать огромнейший потенциал этого мастера, который открыт для молодежи, настроен на работу с ней.
Очень непростая ситуация сегодня в театрах кукол. Мы хотим создать специализированный курс при одном из театральных вузов. Есть люди, которые готовы за это дело взяться. И если это состоится, то через несколько лет кукольные театры Москвы получат серьезное пополнение.
Думаем также о работе с молодыми драматургами, с молодыми театральными критиками… Не в укор вам сказано, но идейно-художественный уровень театральной критики за последние годы чудовищно снизился. Все меньше профессиональных критических публикаций, все больше статей заказного характера… Эту проблему тоже надо решать.
– Но сейчас и в сфере культуры все больше платных услуг. Как сохранить общедоступность культуры? Какие льготы предусмотрены для малообеспеченных граждан?
– Вопрос важный и интересный. Потому что наша задача – прежде всего поднимать общий культурный уровень горожан. И если это удастся, тогда и элитное искусство продвинется вперед.
В принципе, мы думали над расширением спектра платных услуг. Это естественно. Есть люди, которые могут заплатить. Но важно не вдаваться в крайности – есть ведь и те, кто сегодня нуждается. Здесь очень важно соблюсти разумный баланс. Какие-то услуги обязательно должны быть бесплатными.
Сегодня в учреждениях культуры разработана достаточно разветвленная сетка услуг для льготных категорий населения, которые могут прийти в музеи или театры на бесплатной или льготной основе. Надо подумать, как эту льготную основу развивать и компьютеризировать. Мы работаем над созданием семейного абонемента в театры и музеи, чтобы родители из многодетных семей не очень высокого достатка могли привести детей в учреждения культуры. Если мы этого не сделаем, то потеряем большой контингент, а получим – поколение бездуховной молодежи.
А еще надо привлекать новый контингент – людей, которые в принципе не ходят в театры и музеи. Для этого нужны выдумка, фантазия – как у прошедшей недавно Ночи в музее, имевшей большой успех у москвичей.
– А что вы предлагаете пожилым москвичам, людям с ограниченными физическими возможностями?
– Кардинальное изменение условий их досуга. Сегодня мы провели мониторинг всех учреждений культуры. Знаем, какие средства нужны на обустройство (пандусы и прочее), чтобы их могли беспрепятственно посещать инвалиды. Программа предусматривает определенные цифры. И я надеюсь, что не один десяток театров получит эти приспособления.
– Какие направления в культуре для вас приоритетны?
– Ответить на этот вопрос – значит, кого-то обидеть ни за что. А вы знаете, что обидеть работника культуры может каждый, сделать это очень просто. Такой богатой культурной жизни, как в Москве, действительно нет ни в одном городе. Такого культурного пространства, наверное, нигде быть не может. У нас около тысячи государственных учреждений культуры в городе! В них работает около 35 тысяч человек! И внимания требуют все болевые точки – а это те проблемы, о которых мы сегодня говорили.
Если мы не поймем, как привлечь молодежь в театр, то не о чем будет говорить в будущем. Если мы сегодня не поймем, как творческой молодежи в театрах помочь, то через несколько лет мы будем смотреть по сторонам и не знать, где взять хорошего режиссера.
Если мы сегодня не определимся, как в музеях создавать современные экспозиции, как сделать их интерактивными, то молодежь туда не потянется. Плюс клубы по месту жительства. «Интеллект-центры». Новые формы библиотек. Как их обойти вниманием?
– А какой вид культурного досуга предпочитаете сами?
– Мой рабочий день начинается в 8 утра и длится до 11–12 ночи. После этого продолжается работа с документами до глубокой ночи. Я вполне серьезно. Хотя некоторых смешит, что в вечернюю часть моего рабочего регламента входят премьеры, открытия выставок, презентации…
Когда говорю, что бываю в театре по работе, надо мной друзья начинают просто смеяться.
– Посоветуйте, каким проблемам нам, журналистам «Вечерки», следует уделять особое внимание?
– Я бы предложил посмотреть на проблему театров за Садовым кольцом. Это абсолютно отдельная тема. Я бы очень хотел, чтобы на нее обратили внимание префекты округов, те чиновники, которые распоряжаются имуществом в городе. Нам очень нужно за Садовым кольцом создать сеть театральных площадок, дать возможность молодым людям там работать. Тогда, кстати, и в Орехово-Борисове появятся театры.
Я бы предложил вам заняться проблемами музыкальных и художественных школ. В каждом районе, помимо общеобразовательных школ и детских садов, обязательно должна быть школа искусств. Учреждения культуры должны быть в шаговой доступности для горожан. Тогда подрастающее поколение придет в культуру.
И я бы воздержался от комплиментов в адрес элитных учреждений культуры. Их строительство – очень дорогое удовольствие. Появление в каждом микрорайоне библиотеки, клуба, музыкальной школы, школы искусств – намного важнее.