Адрес:
Ул. Неглинная, д.8/10

Схема проезда
СМИ

Наше кредо — все к лучшему

Московскому театру клоунады — 15 лет 

Газета «Культура», №14 12-18 апреля 2007г.

Наталия БОГОМОЛОВА

Московский театр клоунады — первый в России и пока единственный репертуарный театр клоунады — отмечает свое 15-летие. Наш собеседник — Тереза ДУРОВА, народная артистка России, художественный руководитель театра.

— Тереза Ганнибаловна, как возник Театр клоунады?

— В 1991 году многие российские клоуны покинули страну. И возникло ощущение, что наша клоунада, которая всегда была одной из лучших, вымирает. Тогда мы с Юрием Никулиным решили организовать фестиваль, чтобы понять: а кто же в российской клоунаде все-таки остался? И все ли так плохо? Это была дико тяжелая работа для Юрия Владимировича, мы посмотрели более 300 номеров из России, Болгарии, Японии, США. Театральная Москва тогда сказала, что это что-то совершенно новое для них, необычное. Фестиваль дал нам понять, что превалирует театральная клоунада, а не цирковая. Это уже не манежная клоунада, антрепризная, как в цирке, когда клоун просто заполняет паузу, а это большие спектакли с философией, с другим подходом к жанру, с другими навыками, театральными. Вот таким образом сценическая клоунада заявила о себе в полный голос. А когда закончился фестиваль, всем очень не захотелось расставаться. Мы с Юрием Владимировичем подумали: может быть, всех ребят как-то соединить, попытаться создать некую структуру? Так и возник Театр клоунады.

— Задача циркового клоуна — рассмешить публику. Но ведь для театра этого недостаточно?

— Мы предлагаем другой ракурс оценки простых событий — хороших или плохих. Мы ведь привыкли к стереотипам — если человек заболел, это грустно, если разлюбила любимая женщина — это большая трагедия. Наши клоуны предлагают другой угол зрения, причем всегда позитивный. Иными словами, кредо клоуна — что ни делается, все к лучшему. Клоун берет очень знакомую для человека историю, преломляет ее и дает свое решение проблемы. У людей создается впечатление — я где-то это видел, а ведь и правда, ничего страшного! Все нормально, посмеяться надо! Уверяю вас, посмеяться над серьезной болезнью — это уже во многом ее победить. То, что касается чувственных, душевных, духовных, социальных тем, — это наше поле. Вам покажут бомжа, всего такого неприятного, но скажут — давайте вместе поищем, за что его можно полюбить, и обязательно найдем. В итоге 90 процентов зрителей побегут брать автограф именно у этого актера, а значит, какой-то росток доброты и принятия того, что вы раньше не принимали, в вас появился.

— Расскажите о репертуаре театра. По каким произведениям ставите спектакли?

— Самое большое количество спектаклей придумано нами из той реальности, в которой существуем. Мы выходим на площадку и начинаем импровизировать, так рождается спектакль. Поэтому все представления очень живые, и актеры вольны, даже если спектакль играется не первый год, что-то менять в зависимости от того, какая публика сегодня пришла, как она реагирует. Детских спектаклей мы играем 12 — 13 названий в сезон — «Осторожно, Пломбир!», «Бай-бай, Храпелкин!», мюзикл, в котором, может быть, не столько клоунада, сколько наше отношение к проблеме отцов и детей. Но есть и спектакли классического репертуара — «Двенадцать месяцев», «Царевна-Несмеяна», «Буратино». Среди вечерних назову «Игру на деньги» — интерактивный спектакль, в котором мы играем с публикой, «Дон Кихот» — это наша позиция относительно героя, очень парадоксальный спектакль, в котором можно увидеть мотивы многих пьес Шекспира, «Ниоткуда с любовью» — о сегодняшней жизни, о понятиях «любовь», «смерть» — то есть шутить-то мы шутим, но очень серьезно.

— С 13 по 22 апреля в вашем театре пройдет фестиваль «Глазами клоуна», посвященный 15-летнему юбилею театра.

— Действительно, так мы отмечаем наш праздник. Конечно, мы могли сесть в кресла на сцене, пригласить гостей и ждать поздравлений, но это не наш удел. Мы решили очень славно поработать эти полторы недели, придумали много различных мастер-классов. Я, например, буду проводить мастер-класс «Как договориться с ребенком», запланированы мастер-классы по старой клоунаде, по истории клоунов, мы представим яркие фотографии, видеозаписи, архивные материалы, а 21 апреля устроим триумфальную «Ночь пожирателей капусты» для наших коллег, друзей — мини-фестиваль театральных капустников. Так что мы приглашаем всех на свой день рождения!

— Как давно Театр клоунады стал государственным? Что дает этот статус театру?

— Идея сделать театр государственным принадлежала Юрию Никулину. В 1993 году он добился этого. Статус государственного театра — это зарплаты актеров, постановочные, аренда помещения, это стабильность, возможность хороших ремонтов, глобальных постановок, это право не ожидать спонсоров. В плане финансирования московским театрам грех жаловаться, их бюджет достаточно велик: Юрий Лужков уделяет нам много внимания, потому мы можем нормально существовать.

— В вашем театре есть еще и музей клоунов. Как он возник?

— Я собираю клоунов уже много лет и даже не знаю точного количества их. Часть моей коллекции и выставляется в нашем музее. У моих друзей никогда не возникает мучительного вопроса — что подарить мне на день рождения? Я буду рада любому клоуну, хоть пластмассовому.

— Известно, что ваш театр всегда уделял особое внимание благотворительности. С 2003 года вы проводите праздники для детей-сирот, больных детей. Продолжаете ли сейчас работать в этом направлении?

— На протяжение 3 — 4 лет у нас существовал концертный вариант работы — я делала спектакль с детьми из детских домов, мы с ними репетировали, они общались с актерам. Сейчас раз в месяц к нам приходят детские дома, мы для них тоже устраиваем особые представления, запускаем на улице фейерверк, веселимся. На всех спектаклях у нас обязательно присутствуют дети из больниц, приемников, это уже постоянная традиция. А на днях у нас произошло очень важное событие — мы отработали несколько спектаклей и отдали деньги на операцию на сердце одному мальчику. Вариантов у него не было — родители не могли оплатить операцию. Мы просто решили, что это важнее, чем очередные детские игрушки для дома ребенка. Было бы замечательно, если бы хотя бы в Год ребенка все было нацелено на то, чтобы спасти тех, кого еще можно спасти. Я слушаю, какие расходы планируются на этот год — построить новые аттракционы для детей, выпустить спектакли, обеспечить то-то и т.д. — это все правильно, но есть еще дети, для которых завтра просто не наступит, и это страшно.