Адрес:
Ул. Неглинная, д.8/10

Схема проезда
СМИ

Подвижность духа

Татьяна СЛЮСАРЕНКО

Газета «Культура» № 8-9 1-14 марта 2007 г.

«Найти какую-то пристань, найти человека, который тебя понимает, - попытки это сделать были неоднократно. Но все они разрушались моей же всеядностью  желанием успеть очень многое…»  признался как-то Гидон Кремер.

Пожалуй, с Кремером действительно нелегко: человек-мотор, perpetuum mobile, беспрерывно затевающий что-то новое… Чтобы быть рядом, нужно включиться в тот же темп, стать таким же одержимым. Это нелегко, и потому сегодня Гидон  один. Без очага, без семьи и вечно в дороге…

С другой стороны, будь иначе, наверное, Кремер не был бы Кремером - артистом в высшей степени интригующим и как магнит притягивающим публику. «Единственный в своем роде», «уникальный», «ни на кого не похожий»  такими словами начинаются почти все статьи о музыканте. Так оно и есть: Гидон Кремер не просто скрипач, он  нечто большее.

Наверное, в становлении артиста не последнюю роль сыграла та самая «всеядность». Сказать, что юный Гидон думал только о скрипке, было бы, мягко говоря, преувеличением. С самого раннего детства заниматься он начал с четырех лет) скрипка стала для него чем-то само собой разумеющимся, повседневным. Гораздо притягательнее казались театр, балет, книги… Детские мечты стать барабанщиком переросли в желание сделаться режиссером, актером  кем угодно, но чтоб непременно быть связанным с театром!

Разумеется, с возрастом победил здравый смысл: раз лучше всего умеешь играть на скрипке, этим и занимайся. Кремер поступил в Московскую консерваторию, в класс Давида Ойстраха, стал победителем престижнейших конкурсов: имени Чайковского в Москве и имени Паганини в Генуе, не говоря уже о вторых и третьих премиях на других крупнейших состязаниях. Однако запал остался: если уж скрипка, то не только «купание в волнах» вечно прекрасных, виртуозных шлягеров, а решительное расширение концертной территории!

Шнитке, Губайдулина, Денисов, Пярт стали той музыкой, где Кремер отводил душу. Здесь бушевали необычные эмоции, ошарашивал невиданный музыкальный язык, вокруг самих композиторов кипели нешуточные страсти - вот где исполнителя ждала настоящая, творческая жизнь, а не просто пребывание на сцене и наслаждение собой любимым! Новая музыка давала возможности и для столь обожаемого им театра: чего стоило костюмированное исполнение Кремером со товарищи .Любимов, М.Пекарский, Т.Гринденко) «Моц-Арта» Шнитке в 1975 году, о котором еще долго говорила вся Москва! Спустя много лет такого рода сюрпризы станут нормой для организованного Кремером фестиваля в австрийском городе Локенхауз.

Возможно, в своей увлеченности современной музыкой Гидон просто делал то, что ему было интересно, и меньше всего хотел быть альтруистом. Но вклад-то оказался огромным! Именно для Кремера были написаны замечательные скрипичные творения того же Шнитке, Губайдулиной, ставшие со временем неоспоримой классикой. Верность современной музыке Кремер хранит по сей день: в его репертуаре Л.Десятников, Л.Ауэрбах… Бывает, обманывается в авторах, но от нового все равно не отрекается. Впрочем, и среди «проверенных» имен Кремер ищет нехоженых путей: «откапывает» неизвестного, редко исполняемого Шумана, потчует публику не самым популярным поздним Бартоком. И публика слушает! Не ворчит, но, напротив, валом валит на концерты скрипача: слишком сильна его харизма. Совместить в одной программе исповедального Баха, рафинированную Губайдулину, остроумного Н.Роту и элегантного Ч.Чаплина, провести все на одном дыхании и при этом остаться самим собой может только такой разносторонний музыкант-актер, как Гидон Кремер!

При этом исполнитель абсолютно не гонится за успехом, не устраивает громких пиар-акций. Рекламный глянец ему претит, околомузыкальная шумиха ниже его достоинства. Он из тех, кто во всем хочет «дойти до самой сути». Оттого в поисках наилучшей интерпретации по нескольку раз записывает одни и те же произведения. Оттого занимает неизменно высокие позиции в мировой табели о рангах, играет в самых престижных залах и с лучшими дирижерами. А то, что при всем том концерты Кремера всякий раз смотрятся удивительно современно и по-молодежному свежо, так это не из-за популистских уловок, а от подвижности духа. Кремер  эрудит, интеллектуал, обуреваемый колоссальным любопытством к жизни. Новые произведения, неожиданные, захватывающие интерпретации, интригующие бисы  Гидон будоражит аудиторию, потому что будоражил ее всегда и не может иначе! Добавим сюда невероятную пластику Кремера, когда, сливаясь с музыкой, он повторяет телом буквально все ее изгибы  движется так, что глаз не оторвать…

Вот уже десять лет под эгидой Гидона Кремера существует оркестр «Кремерата Балтика». Сам Гидон говорит, что это содружество прибалтийских музыкантов напоминает ему о детстве, о родной Риге. Пусть так. Но еще кажется, что оркестр  это alter ego самого Кремера. Тот, кто не до конца распознал Гидона, пусть посмотрит на «Кремерату»: молодые ребята, умные, вдумчивые, не пасующие перед своим наставником, часто спорящие, предлагающие что-то свое. Такой демократии, кажется, нет ни в одном другом оркестре! А Кремер просто развил в молодых музыкантах все то, чем владеет сам: увлеченность, интеллект, творческую смелость и раскрепощенность. Как результат  неизменно высокий уровень концертов «Кремераты».

Сегодня Гидон, как и прежде, стремительно движется вперед. Позади - тысячи выступлений, десятки проектов и фестивалей… Написаны три интереснейшие книги: о музыке и о себе. Главное для артиста сегодня - это «Кремерата»: оркестр и семья в одном лице. Все чаще исполнитель заводит речь о «пристани», о том, что пора остановиться. Но… «в искусстве всякая остановка означает движение назад»  это высказывание Кремер приводит в своей последней книге. А потому в намерения маэстро пока что верится с трудом…