Исторические даты Творческие проекты Учреждения культуры Новости Управления культуры
 
Творческие проекты

Вышел в свет сборник статей "Открытая сцена", который открывается интервью председаеля Департамента культуры г.Москвы С.И. Худякова.

Вышел в свет сборник статей «Открытая сцена», который открывается интервью председателя Департамента культуры г.Москвы С.И. Худякова.

Сергей Худяков
Главное дело жизни
— Москва словно большая театральная держава. А у каждой страны свой способ управления театром. К примеру, в одной из скандинавских стран, как только к власти приходят «правые», театральные здания мгновенно превращаются в складские помещения, возвращаются «левые» — и вновь оживают театральные подмостки. Театрам Москвы сегодня создан режим наибольшего благоприятствования, выдана своего рода «охранная грамота», цивилизованно защищающая московскую сцену от нецивилизованных проявлений рынка. Возможны ли изменения в этих отношениях?
— Уверен, что нет. Гарантии тому политика Правительства Москвы, отношение общества, москвичей к театру. Театральной общественностью Москвы вместе с Комитетом по культуре и Правительством города за последние годы многое сделано для того, чтобы в распоряжении театров оказалась та «охранная грамота», о которой вы говорили.
Сегодня это кажется странным, но еще два-три года назад театральная критика, подводя итоги столетия и прощаясь с XX веком, едва не попрощалась навсегда и с веком режиссуры. К сожалению, у нее были на это серьезные основания. Но если «консилиум» из самых авторитетных представителей театральной критики мог только с грустью констатировать факт, что «больной скорее мертв, чем жив», то Комитету по культуре как органу исполнительной власти по статусу следовало предпринять некие действия «реанимационного» характера.
Иными словами, к середине 90-х годов, когда театры существовали довольно сложно, Правительству Москвы стала очевидной необходимость совершенствования культуры, создания новой нормативной базы финансирования театрального процесса. В нашей стране на протяжении 70 лет финансировались исключительно те творческие коллективы, которые входили в систему государственных учреждений культуры, что лишало органы исполнительской власти возможности оказания государственной поддержки новым театральным и музыкальным коллективам, во множестве возникшим в годы перестройки.
Отсутствие государственной поддержки вынудило многие театры и многих служителей Мельпомены выйти в плаванье по бурным волнам рыночных отношений на свой страх и риск. Стремление выжить очень быстро заставило многих талантливых людей и целые коллективы работать в угоду той публике,
которая платила. Результаты общеизвестны.
На основании утвержденных Правительством Москвы документов с 2001 по 2003 год включительно Комитетом по культуре при поддержке театральной общественности осуществляется проект «Открытая сцена».* Это достаточно сложный эксперимент, в прессе он получил название «Свободные площадки».
Задачи эксперимента – сохранение и развитие лучших традиций отечественного театрального и музыкального искусства путем поддержки творческих коллективов различных организационных форм, обеспечение необходимых условий притока в театры молодой режиссуры, стимулирование работы московских театров над современной отечественной драматургией. Сегодня с уверенностью можно сказать, что многое из намеченного достигнуто.
Проект «Открытая сцена» позволил «в рекордно короткие сроки», как писали когда-то, внести в практику по сути новые формы театрального дела: осуществление адресного государственного финансирования авторских театральных и музыкальных проектов на основе рекомендаций Общественного экспертного совета. В очень ответственной, серьезной и неформальной работе Экспертного совета за эти годы, сменяя друг друга, приняли активное участие более 50 известных деятелей театра Москвы: режиссеры, драматурги, композиторы, театральные и музыкальные критики, руководители театров, представители творческих союзов, творческих общественных организаций, профессора театральных вузов, театральные журналисты. Они вырабатывали критерии экспертных оценок и осуществляли отбор наиболее перспективных заявок. Таким образом, проект «Открытая сцена» – общими усилиями театральной общественности Москвы и — стал той самой «охранной грамотой», цивилизованно защищающей московскую сцену от нецивилизованных проявлений нынешнего рынка.
Конечно, это не панацея от всех бед. Конечно, это только первые шаги. Но в одночасье всех проблем не решить.
Нормальное, здоровое развитие национального театра предполагает целый ряд составляющих. Проект «Открытая сцена» – в их числе. Согласитесь, давно ни такого количества современных пьес, ни такого количества иногда спорных театральных и музыкальных спектаклей молодых перспективных режиссеров на московских подмостках не появлялось. И не потому, что талантов не было. Для них просто были закрыты двери. Совместными усилиями мы их открываем.
В числе нерешенных проблем пока — создание в столице в короткие сроки сети свободных сценических площадок, пригодных для осуществления постановок независимых трупп. Но мы надеемся эту проблему решить. Просто вопросы свободных помещений и средств на их ремонт и оборудование – самые сложные.
Но уже сегодня на сценах более 20 московских театров молодые режиссеры и драматурги реализовали свои первые постановки, определен способ их финансирования, и мы можем позволить себе некий вздох облегчения.
Таким образом, практика показала, что и без сети «свободных площадок» есть возможности осуществления этой серьезной программы. При наличии доброй воли и государственного финансирования «свободными» становятся любые театры, готовые пойти на творческий риск и пригласить поработать со своим коллективом вчерашних выпускников. Речь идет о «Современнике», Мастерской П. Фоменко, Театре-студии О. Табакова, Центре Мейерхольда, Театре им. А.С. Пушкина, Театре им. Н.В.Гоголя, Театре наций, «Школе современной пьесы», Центре драматургии и режиссуры, ТЮЗе, Театре АпАРТе и ряде других коллективов. Мы искренне благодарны всем руководителям, открывшим двери своих театров «племени младому, незнакомому».
Впрочем, не совсем уж «незнакомому». Многие птенцы, вылетающие из гнезд московских театральных школ, выращены неустанными заботами Петра Фоменко, Олега Табакова, Марка Захарова, Камы Гинкаса, Леонида Хейфеца. Без их творческой инициативы, без их участия в судьбе молодых режиссеров, без их подлинного интереса к современной драматургии, наконец, без их отеческого благословения многие, даже самые успешные, работы молодых вряд ли бы состоялись.
А если молодой режиссер сначала учится у выдающегося мастера с мировым именем, а потом (и не через десять лет, а едва ли не со студенческой скамьи) получает возможность поставить спектакль в руководимом этим же мастером театре, это, наверное, и есть та самая преемственность, которая так важна для развития отечественного театра.
Чтобы не быть голословным, приведу неполный список тех, кто получил гранты Комитета по культуре города Москвы на постановку спектаклей в 2002-2004 г.г.: В. Агеев, Н. Анастасьева, И. Апексимова, В. Бархатов, С.Багов, В. Байчер, К. Богомолов, М. Брусникина, А. Вартанов, А. Веревкин, И. Вырыпаев, А.Гордон, А. Гирба, Е. Гремина, Е. Гришковец, В. Данцигер, В. Демчог, Н. Дручек, В. Епифанцев, Л. Загорская, А.Зельдович, А.Зуев, Ю. Кантомиров, М. Карбаускис, Д. Крымов, Л. Краснов, И. Ларин, А. Ледуховский, А. Левин, И. Лысов, М. Мокеев, Н. Михайлова, Е. Невежина, А. Назаров, К. Нерсисян, А. Огарев, П. Орлов, В. Панков, Д. Петрунь, И. Поповски, Е. Поспелова, А. Прикотенко, И. Рудзите, В. Рыжаков, Н. Рощин, В. Родченко, В. Сенин, Г. Стрелков, О. Субботина, К. Серебренников, О. Сидоркевич, И. Сакаев, А. Трифонова, В. Тертелис, М. Угаров, Ю.Урнов, В. Ходова, Н. Чусова, Г. Шапошников, Б. Юхананов. Список, на мой взгляд, внушает надежды.
Осуществляя проект «Открытая сцена», Комитет по культуре финансово и организационно поддерживает не только персональные заявки режиссеров, но и целевые программы театральных центров. В их числе – Центр им. Вс. Мейерхольда, Центр драматургии и режиссуры, Дом актера им. А.А. Яблочкиной, Региональный общественный фонд развития и поощрения драматургии, Центр новой драматургии «Документальная сцена», Фестиваль молодой драматургии «Любимовка». Их деятельность целиком направлена на реализацию творчества молодых. В итоге, современные драматурги за этот период получили действенную государственную поддержку. Приняты к постановке пьесы Л. Бугадзе, Т. Дрозда, А. Железцова, В. Коркия, М. Курочкина, Е. Садур, В. Сорокина, В. Сигарева, Л.-С. Черняускайте, А. Шипенко и целого ряда других авторов.
Мы финансировали также и иновационные музыкальные проекты. Поддержали и несколько постановок современной камерной оперы, в том числе, проект «Маленького мирового театра» — «Человек, который принял свою жену за шляпу», который учавствовал в 2004 году в фестивале «Золотая маска». Оказали помощь музыкальным концертным программам Симфонического оркестра Москвы «Русская филармония», Фонду Ирины Архиповой, Юношескому симфоническому оркестру России, Ансамблю духовной музыки «Благовест», Камерному хору «Духовное возрождение», оперным постановкам Учебного оперного театра Московской консерватории и Российского международного центра творческой реабилитации инвалидов. Среди руководителей этих проектов – А. Титель, Т. Гринденко, Г. Кольцова, Л. Конторович, В. Валитов, И. Силантьева, Е. Поспелова, А. Переслегин.
В рамках проекта «Открытая сцена» был частично профинансирован и первый иновационный театральный проект Международного фонда К.С. Станиславского – постановка — Э. Някрошюсом пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». В 2004 году спектакль стал лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска»…
На конкурс 2004 года подано более 150 заявок. Общественный экспертный совет Комитета по культуре трудится, что называется, с полной нагрузкой. Заседаем на протяжении четырех месяцев по 3-4 часа едва ли не каждую неделю, а конца заявкам не видно. Творческий потенциал города огромен. Помимо государственных театров и концертных организаций, а также общественных театральных объединений более 50 московских антреприз, представьте себе, обратились в этом году в Комитет за финансовой поддержкой своих театральных проектов. Так что, на мой взгляд, театрально-музыкальный сезон 2004/05 годов обещает быть интересным.
В России во все времена театр был больше, чем театр. Не случайно именно у нас родились такие понятия, как театр-храм и театр-кафедра, не говоря уже о театре-доме. Хотя все чаще нас уверяют, что такой тип театра изжил себя, стал не более, чем уходящей натурой прошлого века. Теперь модно ссылаться на опыт Европы, где театр – синоним прокатной площадки, а разношерстные актерские компании заменяют собой труппы стационарных театров. Каков ваш взгляд на будущее московского театра?
— Никаких планов ликвидации института стационарных театров Москва не вынашивает. Опыт Европы нам интересен, но у нас другие традиции, другое понимание театра. Русский репертуарный театр – это наше национальное достояние. В нынешних условиях Москва ставит перед собой задачи
одновременно сохранять стационарные театры и поощрять развитие неких временных творческих объединений, возникших для осуществления конкретных творческих проектов. Китайский принцип «Пусть расцветают все цветы» в этой ситуации вполне применим.
Совершенно очевидно, что сегодняшняя практика персонального приглашения в государственные театры (в том числе, и академические) молодых драматургов и режиссеров становится нормой. Это энергичный процесс (пусть и не всегда безболезненный) вливания молодого вина в старые мехи. А он тем более настоятельно требует сохранения принципа театра-дома. Дома, в котором всем миром пестуется молодежь, в котором передаются из рук в руки богатейшие национальные театральные традиции. Думается, что в этом деле решающее слово за театрами. Тут органы власти бессильны. И в крупных академических театрах с давними традициями, и в маленьких экспериментальных коллективах, на мой взгляд, для молодых должна быть создана особая атмосфера театра-дома. Потому что молодежь, попавшую со студенческой скамьи в давно и прочно сложившийся театральный коллектив, часто непростой, порою слишком амбициозный, а порою и забывший о прежних амбициях, — надо пестовать. Любить надо.
Здесь роль критики немаловажна. Науку театра надо бы молодым из рук в руки передавать, а не вколачивать. А то у нас очень часто критик тире прокурор, тире общественный обвинитель, тире следователь по особо тяжким… Давно эта «ниточка» вьется, а конца не видно… В этом ли цель, красота и философия профессии критика?! Иль ошибался Достоевский, и мир спасет не красота?! Впрочем, к критике и критикам я отношусь очень уважительно. Но – только к серьезным. Объективным и неангажированным.
Проект «Открытая сцена» с 2004 года стал одним из программных направлений развития театральной жизни города. Надеюсь, что лучшее у нас впереди. Тем более что ограничиваться поддержкой только сегодняшней, уже известной когорты молодых и дерзких Москва вовсе не собирается. В недрах театральных и музыкальных учебных заведений столицы подрастают новые поколения актеров и режиссеров и педагогов, которые удивляют московскую публику.
Мы с большим нетерпением ждем эту новую поросль. Государственные средства на осуществление их творческих проектов уже заложены в проект бюджета Комитета по культуре 2005 года.
Однако будущее московских театров, и это сегодня очевидно как никогда, не только в развитии профессионализма, процветании театральных и музыкальных вузов или в доброжелательном внимании критики. Совсем немаловажная проблема — воспитание нового поколения зрителей. В приобщении детской и молодежной аудитории к искусству, в воспитании у нее с младых ногтей хорошего вкуса, любви к театру, классической музыке, литературе, живописи. И в целом — к культуре. К тому, что когда-то называлось классическим образованием. И что, в конечном итоге, позволяет человеку называть себя интеллигентным, а толпу превращает в нацию.
- Россыпь московских театров собрала воедино эксперимент и классическую традицию, подвал и театральное здание, открытую сцену и закрытый для других театр одного режиссера. На этой территории федеральный театр соседствует с муниципальным, антреприза с домашним театром. Существует ли для вас понятие «свой» и «чужой»?
— Понятие «свой» и «чужой» в Комитете существует при подведении итогов финансовой деятельности театров. Со « «своих»», т.е. стационарных театров, находящихся в ведении Комитета, либо с коллективов, получивших по конкурсу бюджетное финансирование на осуществление государственного заказа, спрашиваются финансовые отчеты. Во всех остальных случаях для нас все – свои.
- Театральное искусство невозможно без контакта с публикой и в то же время развитие немыслимо без поиска новых форм, изменений художественного языка. Доступность и разумный консерватизм или авангард и постоянный эксперимент? Чему отдаете предпочтение вы?
— Времена, когда исполнительная власть определяла, какой именно художественный язык или какие именно формы выразительности должен использовать режиссер при постановке той или иной пьесы, давно прошли. Думаю, это всем хорошо известно. Предпочтения на страницах газет и журналов либо на научных конференциях, по долгу службы и по совести, должна отдавать профессиональная критика. По душе и собственному разумению свои предпочтения всеми доступными ей способами оказывает и театральная публика. А для меня главное – чтобы работа была талантливой.
- Что означает для вас «руководить культурой»? Направлять директивы? Полемизировать с оппонентами? Поддерживать дискуссии о развитии таланта? Какими рычагами или более тонкими «инструментами» вы располагаете?
— В ведении Комитета – около тысячи учреждений культуры города, и у каждого – свои организационные, хозяйственные и финансовые проблемы. Огромное количество. Помочь каждому коллективу – подчас очень непростая задача. Но помочь надо. Правительство Москвы затрачивает значительные материальные ресурсы на развитие материально-технической базы учреждений культуры города. А сколько новых театральных и концертных помещений появилось в Москве за последние годы. А сколько нового оборудования приобретено для театров! Это не делается само собой. Это результат ежедневного труда сотрудников Комитета. Мы на это тратим очень много времени и сил. А в творческом плане мы видим свою задачу в том, чтобы улавливать тенденции развития того или иного направления, вида и жанра искусства, гарантировать стабильность стационарных театров и поддерживать новации.
«Своевременно направлять директиву» – например, в случае с разработкой и внедрением в жизнь нормативной базы проекта «Открытая сцена» – бывает чрезвычайно важно для дела. Отсутствие грамотных документов, регламентирующих взаимоотношения государства и творческих коллективов, может привести либо к правовому беспределу, либо к ступору даже в самом простом деле, не говоря уже о сложных схемах взаимодействий. Обывательски высокомерное отношение к понятию «директива» уместно в быту, забавно в выступлениях сатириков и необходимо хлесткой газетной публицистике, но не пригодно в конкретной работе государственного аппарата. Хотя я слово «директива» никогда не применяю. Давным-давно не слышал его и от коллег. А вот подготовка серьезных документов, необходимых театрам, — это, действительно, очень важно. И дело это непростое, требует профессионализма.
К наиболее действенным способам изучения и управления процессами, происходящими в культурной жизни города, отношу ежедневное деловое общение с самым широким кругом деятелей культуры и искусства, с руководителями практически всех учреждений культуры Москвы. И не только театров, но и музеев, библиотек, учебных заведений. Участие в обсуждении актуальных проблем развития культуры города на заседаниях коллегии Комитета, Общественного экспертного совета проекта «Открытая сцена», Комиссии по присуждению премии города Москвы в области литературы и искусства; работа в составе творческих советов; встречи с делегациями деятелей культуры и искусства из стран бывшего Союза и многих стран мира, прибывающих в Москву. Многочисленные встречи с деятелями культуры непосредственно в регионах России, на мероприятиях, посвященных Дням культуры Москвы, которые регулярно проводятся во многих городах нашей станы. Ежедневное посещение премьер и концертов, знакомство с московскими театральными и музыкальными фестивалями, художественными выставками, конкурсами, показами…
- Как вы представляете себе идеальный образ художественного руководителя московского театра? Существует ли он в действительности?
- Идеального образа себе не представляю. Каждый интересен и хорош по-своему. В этом и прелесть.
- Ваши любимые спектакли, из которых могла бы сложиться афиша театральной Москвы?
— Будем считать, что любимые спектакли – будущие. Приходя на премьеру, каждый раз думаю: «Вот сейчас увижу то, чего мы все так долго ждали». Выделить что-то из афиши – это значит обидеть многих других.
- Что для вас Комитет по культуре Москвы? Государственное учреждение? Группа единомышленников? Команда экспертов, точно знающих, как сохранить и развить московскую культуру, находящих адекватные ответы на многочисленные «вызовы» такого сложного и драматического времени?
— В вашем вопросе уже заключен исчерпывающий ответ. Но для меня это, прежде всего, коллектив людей, искренне преданных культуре, считающих свою работу делом своей жизни.
Беседу вел Олег Пивоваров
Публикация из журнала «Театральная жизнь» №4, 2004