Борьба советских ученых за признание права таджикского парода на иранское классическое наследие нашла поддержку в странах народной демократии. В 1956 г. в Праге вышла из печати под редакцией академика Я. Рып-ки солидная работа целого коллектива авторов по истории литературы персов и таджиков, переведенная затем на западно-европейские языки.
Однако, несмотря на определенные достижения в изучении литературы Ирана у нас в стране и за рубежом, она не может считаться достаточно исследованной. Вот почему еще трудно ответить на многие вопросы, которые встают при знакомстве с обширным литературным наследием иранских народов.
Один из таких вопросов — научная историческая периодизация литературы Ирана.
В результате отставания изучения литератур Востока от литератур Запада эта проблема долгое время подменялась систематизацией, классификацией и даже каталогизацией материала по какому-либо формальному признаку: географическому, жанровому, языковому, династийному или алфавитному. Иногда же некоторые из них использовались в сочетании друг с другом. Эти зародившиеся в средние века традиции в построении истории литературы Ирана не изжиты до конца и в наши дни, и еще не создана единая общепринятая периодизация, основанная на закономерностях литературного процесса, обусловленных в конечном итоге изменением материальных условий жизни народа.
За время существования литературы Ирана сменилось несколько общественно-экономических формаций, много династий, произошли огромные исторические события, насыщенные борьбой с иноземными завоевателями и острыми классовыми столкновениями.
Естественно, что литература как идеологическая надстройка не могла не отражать изменения, происходившие в экономическом базисе. Она отражала их часто не сразу, не непосредственно и в своеобразной форме. Поэтому периодизация литературного процесса не всегда совпадает с границами исторических эпох и периодов. Это относится, например, к верхней границе средневековой эпохи.
Учитывая особенности развития литературы Ирана, представляется целесообразным определить границы основных периодов ее истории следующим образом:
1. Литература древней эпохи с момента появления элементов художественного творчества в условиях первобытнообщинного строя, кончая возникновением феодализма (с древнейших времен до III—IV вв. н. э.).
2. Литература эпохи средних веков — с возникновения феодализма до середины XVII в.
3. Литература нового времени — с середины XVII в. до эпохи Великой Октябрьской социалистической революции.
4. Литература новейшего времени — с эпохи Великой Октябрьской революции до наших дней.
Древний этап в истории литературы Ирана хронологически охватывает эпоху первобытнообщинного (до середины I тыс. до н. э.) и рабовладельческого строя (с середины I тыс. до н. э. до III—IV вв. н. э.).
Словесность древнего Ирана создавалась многочисленными иранскими племенами и народностями, в разное время заселившими значительную часть Средней Азии и Иранское нагорье.
Так, в западном Иране предки иранцев появились лишь в 1 тыс. до н. э. Здесь они, видимо, смешались с местным населением и образовали группу западноиранских племен. Установлено также, что и восточные иранцы уже в глубокой древности не были этнически «чистыми» племенами. Иранские племена находились на разной ступени развития. Одни, как например, персы, бактрийцы, были оседлыми, другие, как массагеты, саки и тохары, — кочевыми. Неравномерно развивались и их социально-политические отношения. Так, например, западные иранцы раньше восточных вступили на путь рабовладения. Они же первыми создали и свою государственность.