Художник «слышит» ритм

Ритм организует в процессе работы все элементы костюма по своим законам и придает ему поэтические, музыкальные, гармонические свойства. Ритмическое построение — это не просто внешний прием, а выражение внутренних закономерностей, порожденных идеей. Существует мнение, что художник, обдумывая свой замысел, проникаясь идеей будущего произведения, «слышит» его ритм, то есть тот порядок, то чередование основных и дополнительных его частей, который и придает произведению неповторимость, художественность. Вряд ли есть необходимость убеждать в огромном значении ритма для театрального костюма, Общее решение костюмного оформления спектакля обязательно ритмично. Это ведущий, основной, наиболее «слышимый», а точнее, видимый ритм, с кото­рым соотносится и которому подчиняется ритм каждого отдельного костюма. Надо сказать, что не предусмотренные нарушения общего ритмического построения костюмного оформления спектаклей, в частности, нарушение ритма цветовых или тоновых пятен, а также основных форм костюмов — одна из самых распространенных «костюмных» ошибок художников театра.

В мужском костюме наиболее часто встречается прямой равномерный ритм. Он выражается с помощью простого чередования одинаковых по форме и цвету элементов костюма с одинаковыми интервалами между ними. Такой ритм возможен по вертикали, горизонтали, диагонали (рис. 11: 4, 9—12).

Все жабо, манжеты-воланы, фестоны, фрезы и многое другое в историческом мужском костюме — это плавный беспрерывный ритм (рис. 11: 5—7; рис. 12: 6).

Пропорциональный, последовательный ритм распространен так же, как равномерный. Его называют еще нарастающим и убывающим. Это более сложная закономерность повторения элементов композиции, при которой сами элементы или интервалы между ними последовательно увеличиваются или уменьшаются. Как равномерный, так и про­порциональный, последовательный ритм в костюме часто выражен с помощью цветовых или тоновых пятен, которые в этих случаях являются основными элементами ритмического построения. Характерный пример ткани в полоску, клетку, горошек, аппликации, вышивки и т.д. Ритм часто построен на определенном чередовании дополнительных форм или отделок (карманов, листочек, декоративных строчек и линий), расположенных симметрично относительно вертикальной или горизонтальной оси (рис. 11: 5, 7, 8).

Реже в мужских костюмах встречается радиально-лучевой ритм (вспомним паутину). Мы видим его в воротниках, галстуках-бантах, орнаментах на ткани, вышивках или других предметах, входящих в костюм (рис. 11: 8 — баска, воротник; рис. 12: 6 (декор) колета, воротник).

Интересные эффекты дают сложные ритмические построения. Это могут быть разные сочетания двух или более ритмов: усложненный, особенно динамичный вариант последовательно нарастающего или убывающего ритма, в котором увеличиваются или уменьшаются как сами элементы, так и расстояния между ними, причем переходы от большого к малому и наоборот очень активны и могут быть даже скачкообразны. Такие построения называются ритмическим движением (рис. 11: 4, 6, 7).

Все простые ритмы строятся по принципу одинаковости (подобия), а сложные — по принципу разнообразия (контраста).

Все компоненты костюма зависят от свойств человеческого тела, но особенно эта зависимость очевидна, когда речь идет о пропорциях костюма: соразмерность его частей является, как правило, повторением пропорциональных отношений человеческого тела. Длина и объем рукава согласуются с длиной и объемом руки. Отношение размеров колета, куртки, пиджака к брюкам зависит от длины ног и торса. Верхняя и нижняя части при делении фигуры по линии талии определяют объемы и длины почти всех предметов одежды. Размер и форма воротника должны быть пропорциональны окружности и высоте шеи, а также ширине плеч. Важное значение в костюме имеют также соотношения цвета, фактур, масс, линий. Применяя те или иные пропорции, мы добиваемся зрительного впечатления равновесия, покоя или медленного, а также активного движения. Пропорции бывают гармоничные, подобные и контрастные.

Гармоничные пропорции — те, при которых все элементы костюма по величине близки к естественным пропорциям тела. В большинстве случаев это пропорции принципа «золотого сечения» (рис. 12: 1, 3), по законам которого целое делится на части так, что большая часть относится к меньшей, как целое относится к большей части. В цифрах это отношение можно выразить как 3:5, 5:8, 8:13. Такие пропорции оптимальны не только в человеческой фигуре, но почти повсеместно встречаются в природе. Этот закон подсмотрели и открыли древние греки, и он строго соблюдался ими в архитектуре, скульптуре и прикладном искусстве.

Прокомментировать