Художник по костюму обязан «изведать» и «познать» свой предмет

Художник по костюму, если хочет стать творцом, обязан «изведать» и «познать» свой предмет так, чтобы на высоком уровне мастерства создать «сплав» — театральный костюм. В искусстве костюма, как в любом другом искусстве, отражается жизнь, опыт народа. Отражается истина в художественных образах. В. Г. Белинский утверждал, что искусство есть непосредственное созерцание истины, или мышление в образах. Работая над сценическим костюмом, художник отражает правду жизни через правду театра, как это делает любой другой создатель спектакля.

Итак, в этой главе, как и во всей книге, под словом «костюм» мы будем под­разумевать «сплав» из предметов одежды, дополнений к ним, головного убора, обуви, прически, грима. Мы будем рассматривать его как некое единство, как произведение искусства. Разумеется, предполагается костюм не типовой из модного журнала или с другой картинки, а созданный для определенного человека в данных обстоятельствах. Всегда, в любое время, в любой стране костюм отражал как индивидуальность человека, одному ему присущие черты, так и эпоху в целом. Будучи «портретом» одного человека, он становился «портретом современника». Положение В. И. Ленина о диалектической связи между отдельным и общим имеет не только общефилософский, но и собственно эстетический смысл: характерная (но не любая) часть целого выражает все целое. Это положение применимо и к театральному костюму, который сам по себе является законченным произведением и в то же время органической частью другого целого, другого произведения искусства — спектакля, эстрадного представления или фильма. Иногда по одному костюму можно судить обо всем спектакле и даже более того — о лице данного театра.

Все знают разницу между архитектурой, живописью, музыкой, скульптурой. Гораздо реже мы задумываемся о свойствах, общих для всех видов искусства, а между тем: «В законах композиции разных искусств, несмотря на различие… есть много общего. Если я буду изучать законы построения живописи, музыки, романа, то я уже не буду беспомощен и в искусстве режиссуры…»*. То есть знание основ композиции помогает мастеру в любом искусстве. Только опираясь на законы композиции, можно решить самую великую задачу творчества — создание художественного, образа.

Искусство костюма, как и прикладное искусство в целом, по своей специфике ближе всего к архитектуре. В словаре по эстетике дается определение архитектуры: «Особый вид творческой деятельности человека, в результате которой создаются произведения, воплощающие в себе единство материальной культуры общества и искусства. Поэтому все архитектурные сооружения имеют как функциональные технические качества (удобство, польза, прочность, экономичность), так и эстетические (красота, художественный образ, выражающий определенное идейное содержание). Эстетическое воздействие достигается при помощи различных средств… композиции, основой которой является определенная объёмно-пространственная структура… выражающая единство его конструктивной и худо­жественно-образной формы… Возникнув на самых ранних этапах развития общества, архитектура всегда выражала особенности национальной культуры каждого народа в ту или иную эпоху». Слово в слово все то же самое можно и нужно сказать об утилитарных и эстетических свойствах костюма. Как и в архитектуре, в нем наиболее важными являются соразмерность частей, пластичность, ритм, а также цвет и линии. Впрочем, цвет в костюме имеет настолько большое значение, что его хочется сравнить с живописью. Особенно важен цвет в театральных исторических и фантастических костюмах, а также в эстрадных.

Прокомментировать