Условная драматургия

Разумеется, в условной драматургии Ануйя, Брехта, Шварца и других костюмы могут быть самыми разными, хотя их сочинение тоже не должно быть бездумным. Кажется даже, они в большей степени должны быть «мысле-образами». В этой связи полезно вспомнить Мейерхольда, который с такой яростной, неуемной жаждой новых форм пытался уйти от исторически точных декораций и костюмов в своих знаменитых спектаклях. Но тот же Мейерхольд писал: «Во фраке должны быть полудвижения: локти нужно держать ближе к телу. Удары жестов короткие, движения легкие…

Когда Далматов выходил на сцену во фраке — это одно уже было целым номером, за это стоило деньги платить. Помню, Станиславский однажды два часа молча ходил перед нами в плаще, поворачивался, садился, ложился и я потом не мог заснуть всю ночь. И это нужно любить в театре!».

Мы добавим — это необходимо знать. Много огорчений было из-за модного словечка «осовременивание». Так же как с понятием «условность», так и с понятием «осовременива­ние» путаница была пребольшая. «Осовременивали» кто во что горазд, в то время как в этом совсем не было необходимости. Зачем создавать искусственно то, что происходит естественно?

Обычный ход работы над историческим костюмом состоит в том, что художник знакомится с памятниками искусства эпохи, зарисовывает наиболее подходящие костюмы, орнаменты, детали, а затем использует их в работе над эскизом. Уже сам этот процесс говорит об избирательности исходного материала. Чем же руководствуется художник в своем выборе? В первую очередь сегодняшними задачами театра, главной идеей спектакля. Он стремится раскрыть ее средствами своего искусства. Ему надо в исторических памятниках отобрать такие фермы, линии, орнаменты, пропорции, с помощью которые он сделает свою идею (идею спектакля) понятной сегодняшнему зрителю.

Как можно добиться такого результата? Художника в поиске ведет его современное мировоззрение, его знание современной эстетики, присущее любому художнику обостренное восприятие всего нового, актуального.

Нетрудно понять, что в своем эскизе художник создает произведение по сегодняшним, современным законам красоты, используя элементы исторического костюма: предметы одежды, частично их конструкцию, украшения, дополнения, иногда цветовую гамму и пр. Это произведение, этот театральный костюм будет современным театральным костюмом, а не реконструкцией подлинного исторического костюма. Попытки реконструировать исторический костюм практически не приводят к желаемым результатам. Художник не в состоянии избежать влияния современности. В этом легко убедиться, просмотрев фотографии классических спектаклей разных лет, таких, как, скажем, «Горе от ума», «Вишневый сад» и т. п. Специалист, даже не зная, к какому времени относятся эти постановки, определит его по костюмам. Время, мода исподволь оставляют на театральных исторических костюмах свои приметы. Это и есть их «осовременивание». В самом деле, мы и все наши современники воспитаны на костюмах малой массы, малого гармоничного объема, сдержанных фактур, с ограниченным количеством деталей, на костюмах по преимуществу функциональных. Даже самые нарядные современные костюмы кажутся строгими и лаконичными рядом, скажем, с французским костюмом конца XVIII или XIX веков. Отступление от привычной композиции (немногословной, упрощенной) кажется нам перегрузкой, пестротой и раздражает, отвлекает нас и мешает понять авторов спектакля. Поэтому исторические костюмы XVI — XIX веков, сохраняя главнейшие черты эпохи, по существу преображаются в современные гармоничные и немногословные. А совсем необязательно одевать героев Шекспира в черную пару с «гаврилкой», для того чтобы сидящие в зале люди поняли их проблемы и переживания.

Прокомментировать