Об актерах придворного театра

Конечно, здесь речь идет не об актерах придворного театра, которые услаждали зрение и слух покровителей искусств — знатных меценатов.

Во второй половине I тыс. до н. э. были в Индии актерские труппы, которые ходили по стране, представляя различные сцены.

Каноническая литература, редактируемая брахманами, старалась, по-видимому, принизить народное театральное искусство. Одно из преданий гласит, что актеры, изображавшие в смешном виде святых риши, были прокляты последними и «сделались равными презренным шудрам». Если не учитывать достижения па-родного театрального искусства, то нельзя найти настоящего объяснения появлению индийской классической драмы. Однако при изучении классической драмы нельзя забывать о ее придворном назначении. Драматургия древней Индии отражает требования аристократического, утонченного искусства, далекого от повседневности. Одной из форм древнеиндийской драмы была пантомима, сопровождаемая рассказом специального сказителя, который произносил нараспев текст исполняемого произведения, в дальнейшем текст стали произносить актеры.

Б х а с а

Одним из предшественников Калидасы в области драматургии был Бхаса. До начала XX в., когда были найдены рукописи драматических произведений Бхасы, его знали только по имени. Предполагают, что Бхаса жил в III в. н. э. Ему принадлежит тринадцать драм. Сюжеты двух из них заимствованы из «Рамаяны», шести — из «Махабхараты». Среди последних обращают на себя внимание драмы «Пять ночей», «Сломанное бедро» и «Задача Карны». Характерно, что Бхаса отступает от традиционного изображения эпических героев и рисует кауравов в значительно более благоприятном свете, чем они представлены в «Махабхарате».

Основой драмы «Подвиги мальчика» были известные эпико-мифологические легенды о Кришне. В этом произведении очень ярко и выразительно нарисован образ злого царя Кансы. Последнее действие «Подвигов мальчика» оканчивается ликованием пастухов по поводу свержения Кансы. В этой драме проступает черта, отличающая Бхасу от более поздних драматургов. В его произведениях заметную роль играет парод. Однако и драмы Бхасы, видимо, далеко отошли от народных истоков. Лучшим произведением Бхасы считается проникнутая чувством самоотверженной любви драма «Пригрезившаяся Васавадатта», отмеченная мягким лиризмом и характерным для Бхасы лукавым и жизнерадостным юмором.

Ш у д р а к а

В длинной и многообразной истории древнеиндийской драматургии особое место занимает драма Шудраки «Глиняная повозка» (середина I тыс. н. э.). Эта драма из всех известных нам драматических произведений древней Индии наиболее близка к действительности. При этом в «Глиняной повозке» дана яркая картина древнеиндийского общества. Шудрака выходит далеко за рамки изображения придворной жизни, и здесь наряду с аристократией изображены купцы, шудры, гетеры, чандалы и т. д.

Существует довольно прочная традиция считать Шудраку царем-поэтом, и, более того, по происхождению брахманом, но естественно поставить вопрос, почему автор «Глиняной повозки» назвался Шудракой, почему его имя недвусмысленно указывает на четвертую и самую низшую варну древнеиндийского общества. Ответ на этот вопрос может дать только содержание «Глиняной повозки», произведения весьма социально острого. Возможно, что во избежание преследований автор скрыл свое имя и заменил его псевдонимом.

В сюжетном отношении «Глиняная повозка» представляется переработкой неоконченной драмы Бхасы «Чарудатта в бедности». Возможно также, что существовали и другие, более ранние произведения, которые послужили источником и для Бхасы, и для Шудраки. Здесь мы отмечаем обычный прием древней литературы— повторяемость сюжетов, переход их из произведения в произведение. В этом смысле «Глиняная повозка» не оригинальна.

Комментарии закрыты.