К вопросу о кукольных театрах

До сих пор мы вели речь о спектаклях обычных драматических театров. Но в последние годы в наш обиход и не только детского зрителя, а и взрослых все активнее входят кукольные театры. Многие из них заслужили признание не только в стране, но и далеко за ее пределами. Достаточно сослаться на прославленный Центральный театр кукол под руководством С. В. Образцова. Так что, видимо, нужно сказать несколько слов о восприятии спектаклей действительно одного из самых популярных видов театра. Достаточно вспомнить знаменитого русского Петрушку, зло высмеивающего господ-мироедов и за это гонимого попами, приставами. Петрушку, спектакли с участием которого были зачастую единственным театральным зрелищем для простого народа.

Кукольный театр тоже основан на искусстве актера. Он водит куклу, говорит за нее, к тому же все чаще появляется и в «живом плане» перед ширмой.

Конечно, выразительность кукольного лица куда меньше, нежели человеческого. Зато кукле доступно то, что неподвластно даже самому тренированному артисту. У нее может вытягиваться чуть ли не до бесконечности шея, отчетливо шевелиться уши, ресницы хлопать, как кастаньеты… Кукле, исполняющей сатирические, сказочные роли, обычно придают любой фарсовый, необычный, а значит и очень выразительный вид. Достаточно вспомнить персонажи спектакля «Похождения бравого солдата Швейка» Я. Гашека в Ленинградском Большом театре кукол (постановка главного режиссера В. Сударушкина, художник — Д. Афанасьев, художник-скульптор — Л. Боровенкова). Кукольному театру по силам мгновенное перемещение места действия с моря на сушу, из подземелья — в космос… Подвластны и такие сценические эффекты, о которых и мечтать не может обычная сцена. Это самый иносказательный из всех видов зрелищного искусства.

Было бы неверно сводить возможности кукольного театра только к представлению сказочных и сатирических произведений. Нет, куклы могут не только смеяться, смешить, но и плакать, заставлять переживать, поэтому и воспринимать эти спектакли нужно так же, как и в обычных театрах… Только надо настроиться на специфику маленькой сцены и маленьких «артистов», если вы, конечно, бываете в кукольных театрах редко.

Этим театрам, наверное, принадлежит рекорд долголетия постановок. Так, на сцене Ленинградского кукольного театра, кажется, единственного в стране театра марионеток, более трех тысяч раз прошел и до сих пор идет спектакль «Гулливер в стране лилипутов» Е. Данько, в котором, кстати, впервые был использован прием сочетания живого актера и кукол, получивший широкое распространение и в других коллективах. Нельзя, наконец, не упомянуть о том, что для театральной самодеятельности куклы — самый доступный ее вид, особенно петрушечный театр, который школьники могут сделать своими руками.

Прокомментировать