Идейно-художественные достоинства образа «Стародума»


Идейно-художественные достоинства образа Стародума способствуют его убедительному воплощению на современной сцене. Так, в Иркутском ТЮЗе (постановщики отец и сын В. и Р. Соколовы) Стародум в исполнении П. Лаврова нес свою правду «страстно, истово». Он убежденно внушал современникам: не лги, не подличай, не унижай себе подобных, не обижай слабых…

Удался Стародум и в другом, более спорном по общему режиссерскому решению Л. Додина спектакле в Ленинградском театре драмы и комедии. Здесь И. Мокеев в лучших традициях И. А. Дмитревского играет человека умного, колючего, непримиримого, а где-то (например по отношению к своей племяннице Софье) и очень нежным. Но самое удачное в этой постановке — образ другого положительного героя, офицера Милона. При всем своем патриотизме — это все-таки традиционный добродетельный любовник просветительской комедии. А у артиста К. Карамзина он очень молод, дерзок, энергичен, готов со шпагой в руках постоять не только за себя. Такого Милона действительно можно полюбить! Это большое достижение артиста в постижении сложного драматургического материала!

В своих статьях о сочинениях Александра Пушкина В. Г. Белинский назвал комедии «Бригадир» и «Недоросль» «гениальными созданиями», а их автора «самобытным и даровитым писателем». «Фонвизин,— писал далее критик,— казнил в своих комедиях дикое невежество старого поколения и грубый лоск поверхностного и внешнего европейского полуобразования новых поколений». Путь к театру Н. В. Гоголя и А. Н. Островского был проложен Денисом Ивановичем Фонвизиным и прежде всего его «Недорослем».

Комментарии закрыты.